22.01.2021

 

НовостиПроектыСтатьиФотоСсылкиКонтакты English version

Главная Все проекты... Творческий проект поэта Ивана Пэдио Самый известный в мире романс "Не брани меня, родная" ___________ Биография А.И.Дюбюка - автора музыки романса "Не брани меня, родная"

Биография А.И.Дюбюка - автора музыки романса "Не брани меня, родная"

Александр Иванович Дюбюк (Alexandre Dubuque)

Биография!
Несколько романсов А. И. Дюбюка здесь:
Концерт-фильм о Дюбюке

Русский пианист, композитор и педагог. Учился y Дж. Филда. Жил в Mоскве, где приобрёл известность как пианист, педагог по фортепиано, a также автор фортепианных и вокальных сочинений. Гастролировал в провинциальных городах Pоссии. B 1866-1872 профессор Mосковской консерватории. У него занимались в классе и брали уроки H. Д. Кашкин, Г. A. Ларош, H. C. Зверев и др.
Дюбюк — автор работы «Tехника фортепианной игры» (1866, 4 только прижизненных издания), принятой в качестве руководства в Mосковской консерватории. Был дружен c A. H. Oстровским, творчески связан c гитаристом M. T. Bысоцким.

Игра Дюбюка отличалась певучестью тона, экспрессией, артистизмом. Продолжатель школы Филда, Дюбюк внёс в pyсский пианизм характерные особенности филдовского исполнительского стиля: классическую уравновешенность, идеальную выровненность звучания и связанные c ней приёмы «жемчужной игры», a также салонную элегантность, нежную мечтательность, близкую сентиментализму.

B концертной и композиторской деятельности Дюбюка большое место занимал элемент просветительства и популяризации; исполнял свои фортепианные переложения (40 песен Ф. Шуберта, «Песня сироты» из оперы «Иван Cусанин», «Cоловей» A. A. Алябьева и др.), вариации на тему «Bенецианский карнавал» H. Паганини, пьесы в полифоническом стиле на pycские народные темы («Этюд в стиле фуги» C-dur, Фугетта и др.). B творчестве Дюбюка, особенно в 40-50-e гг. XIX века, отразились некоторые характерные для этого времени черты формирующегося pycского фортепианного стиля, который опирался на мелодику крестьянской песни и городского романса (иногда гитарно-цыганского). Широко использовал в фортепианных пьесах темы романсов A. E. Bарламова и A. A. Алябьева. Фортепианная музыка Дюбюка этого периода впитала в себя романтические элементы творчества M. И. Глинки и Дж. Филда. B своих многочисленных песнях и романсах (в т.ч. на сл. A. B. Кольцова, П. Беранже) Дюбюк обобщил бытующие интонации и ритмо-формулы московского музыкального быта и говора.

А. И. Дюбюк — автор переложений для фортепиано (2 сб.) песен и романсов московских цыган, сб. «Cобрание русских песен c вариациями для фортепиано» (1855), многих салонных фп. пьес в различных жанрах и формах, популярных в московской барско-чиновничьей, купеческой и артистической среде. Hаписал школу «Tехника фортепианной игры» (1866), сборник фортепианных пьес для начинающих «Детский музыкальный вечер» (1881) и воспоминания o Дж. Филде («Книжки Hедели», СПБ, 1848, декабрь).
B. Ю. Дельсон

Песни и романсы Дюбюка в дальнейшем входили в репертуар таких известных исполнителей, как Фёдор Шаляпин, Софья Преображенская, Александр Бантышев (с которым он выступал и в качестве концертмейстера), Павел Бабаков, Юрий Морфесси, Андрей Лабинский, Нина Дулькевич, Александр Бобровский, Надежда Обухова, Галина Карева, Елена Образцова, Юрий Гуляев, Людмила Зыкина, Олег Погудин, Надежда Бабкина, Евгения Смольянинова, Карина Чепурнова. Наследию Александра Ивановича Дюбюка посвящена книга «Романсы московского гуляки» из серии «Собрание старинных русских романсов», в которой авторы-составители Елена и Валерий Уколовы опубликовали множество романсов Дюбюка впервые после более чем столетнего перерыва и, помимо общего очерка жизни и творчества Дюбюка, подробно исследовали судьбу наиболее знаменитого его романса «Не брани меня, родная».

http://classicalforum.ru/index.php?topic=5869.0

Александр Иванович Дюбюк (1812-1898)
- выдающийся русский музыкант французского происхождения. Этой удивительной личности посвящено не так много материалов, как она того на самом деле заслуживает, поэтому все они поистине драгоценны. Русское звучание и написание его имени, отчества и фамилии выведено от французского прототипа: его отец - Жан Шарль Луи дю Бюк де Бримо, бежал из революционной Франции и осел в России в начале XIX века.
Образ Александра Ивановича - человека и музыканта - получил некоторое отражение в старинных музыкальных словарях и в воспоминаниях московских музыкантов, ибо Дюбюк был преподавателем и одним из основателей преподавательского стиля Московской консерватории, куда Дюбюк был приглашен самим Николаем Григорьевичем Рубинштейном - её легендарным основателем и блестящим пианистом, братом великого Антона Рубинштейна.
Дюбюк учился у не менее легендарного Джона Фильда, имя которого до сих пор исторически ассоциируется с фортепианной игрой, которую принято называть "жемчужной" - своего рода предтечей одной из граней шопеновской игры, а именно, мечтательной, салонно-элегантной, классически уравновешенной, в глубине своей романтичной, но лишённой экспансивных романтических крайностей и технических сверхсложностей.
Википедия о Дюбюке

Музыкальные словари:

Дюбюк, Александр Иванович


— композитор и пианист; род. в 1812 году. Был профессором фортепьянной игры в московской консерватории. Кроме романсов, из которых особенно известен "Ах мороз-морозец", Дюбюк написал много салонных пьес и танцев для фортепиано, учебник: "Техника фортепианной игры" и издал обширный сборник русских песен.
/Брокгауз/

Дюбюк, Александр Иванович

— пианист, род. 20 февраля 1812 году в Москве, ум. 27 декабря 1897 года там же. Общее образование получил в московском пансионе своего отца, где учился также игре на фп. у Шпревича; позже был учеником Фильда, приемы игры которого усвоил и под руководством которого достиг выдающейся фортепианной техники. Явившись преемником Фильда в Москве, Дюбюк вскоре занял там первенствующее положение пианиста-педагога. Целый ряд выдающихся пианистов выработался под его руководством. В 1866—72 Д. был профессором новооснованной московской консерватории, но педагогическою деятельностью занимался и позже, до самой смерти. Из печатных произведений Д. большою известностью пользовалась "Техника фортепианной игры," — выдержавшая несколько изданий. Написал довольно много фортепианных пьес (преимущественно салонных переложений песен и романсов), а также немало романсов и песен, из которых некоторые пользовались большой популярностью, а кроме того, интересные воспоминания о Дж. Фильде (дек. кн. "Недели", 1898).
/Риман/

Дюбюк, Александр Иванович

(род. 3.III.1812 в Москве, ум. 8.I.1898 там же) — рус. композитор, пианист, педагог. Ученик Д. Фильда. В 1866—72 проф. Московской консерватории. В числе его учеников М. Балакирев, Г. Ларош, Н. Зверев. Основная область творчества — романс и песня, пользовавшиеся большой популярностью. Многие из них сохранились в концертном репертуаре вокалистов до наст. врем.

Сочинения: романсы, песни, в т. ч.
"Ах, мороз, морозец", "Птичка", "Дай мне ручки",
"Весёлый час", "Милочка", "Много добрых молодцов",
"Оставь меня", "Голубые весенние глазки", "Во лесочек я ходила",
"Голубка наша", "Помнишь, как бывало", "Приголубь меня",
"Хуторок" и др.;
танцы, пьесы, фантазии, вариации, обр. рус. нар. песен, перелож. песен Шуберта для фп. и др.; методич. пособие "Техника фортепианной игры".
/Большая биографическая энциклопедия. 2009/

М. Л. Пресман
Уголок музыкальной Москвы восьмидесятых годов (XIX века)


"В 1886 году Зверев тяжело заболел. Казалось, что ни о чём, кроме своего здоровья, он думать не мог. Но он всё же продолжал заботиться о нас. Предстояли весенние зачёты. Николай Сергеевич, опасаясь, что из-за его болезни мы не будем достаточно хорошо к ним подготовлены, разместил всех нас к разным педагогам, своим друзьям.
Не помню сейчас, у кого занимались Рахманинов и Максимов, но меня Николай Сергеевич отправил к своему бывшему учителю, знаменитому в своё время пианисту и композитору Александру Ивановичу Дюбюку. Дюбюк был в то время глубоким стариком — ему было уже года семьдесят четыре.
Помню, что от всей обстановки его квартиры и от него самого веяло какой-то застоявшейся плесенью и пылью, как бывает в квартирах, которые долгое время не проветривались. Сам Дюбюк, по-видимому, тоже уж давно носа на свежий воздух не высовывал. Ходил он в стоптанных мягких домашних туфлях, в старом полинявшем и потёртом халате, из кармана которого выглядывал громадный с красными разводами носовой платок. Папирос Дюбюк не курил, но зато нюхал табак, следы которого были у него особенно ясно видны под носом, а также на халате, о который он всегда после понюшки табака вытирал свои пальцы. Весь он был пропитан специфическим запахом нюхательного табака. Дюбюк был среднего роста, широкоплечий и тучный. Своим круглым, полным, гладко выбритым лицом, с хорошо сохранившимися волосами на голове он походил скорее на старую женщину, чем на мужчину. По его внешнему виду никак нельзя было сказать, что он имеет какое-либо отношение к пианизму. Трудно было себе вообще представить его играющим на фортепиано.
Помню, что в программу, данную мне Зверевым, входили Этюд A-dur № 18 Клементи — Таузига, Прелюдия из Английской сюиты g-moll Баха, Концерт As-dur Фильда и этюд «Les mouches» самого Дюбюка.
Обстановка квартиры и самый вид Дюбюка ни к какой художественности не располагали. С первого же урока, когда я во время непродолжительной паузы опустил левую руку на ногу, Дюбюк резко мне заметил:
— Ты бы уж лучше руку в карман клал и вынимал её каждый раз, когда нужно играть!
Тут же он поднял меня с места у рояля и сел за него сам.
То, что я услыхал, так поразило меня, что я, затаив дыхание, с раскрытым ртом и удивлённым лицом весь превратился в слух. Меня глубоко поразило то, что у этого тучного старика его толстые, как огурцы, пальцы бегали с такой лёгкостью и чёткостью, а старый, вдребезги разбитый инструмент поразительно красиво пел. Заметив произведённое на меня его игрой впечатление, он самодовольно улыбнулся и снова посадил меня за рояль. Особый интерес представляла для меня его трактовка Концерта Фильда, который сам Дюбюк проходил ещё с Фильдом. Он внёс в его исполнение много интересных, даже не напечатанных в нотах деталей, а исполнением своего этюда «Les mouches» просто поразил меня: я никак не мог себе представить, что в таком возрасте и при такой внешности можно было нарисовать такую картину полёта и жужжания мух.
Дюбюк вообще, я заметил, очень охотно садился за рояль, чтобы показать каждую фразу, которая его в моём исполнении не удовлетворяла. Не удовлетворяло же его многое, ибо — это чувствовалось — он пользовался всяким малейшим поводом, чтобы остановить меня и самому поиграть.
Помню, что на экзамене я получил отличную отметку, и исполнение мною Концерта Фильда было замечено. Рахманинов даже сказал:
— Да ты просто герой Концерта Фильда!
Я, конечно, и теперь не представляю себе — как можно быть «героем»-исполнителем и возможно ли это вообще.
Но я склонен считать рахманиновское выражение детским определением моего неплохого исполнения Концерта Фильда, чем я был, конечно, обязан прежде всего замечательному таланту Дюбюка".
--------------------------------------------------

Александр Иванович Дюбюк

"Скончался А.И. Дюбюк 27 декабря 1897 года и был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Со временем могила музыканта и установленные на ней белый мраморный крест и мраморная лира были разрушены, а место захоронения забыто. Сегодня на предполагаемом месте захоронения музыканта установлен памятный знак".
--------------------------------------------------

ДЮБЮК ЗАБЫТЫЙ И ВЕЛИКИЙ

"В конце 19-века А. Дюбюк был забыт музыкальной общественностью. В середине 1872 года Александр Иванович оказался вне консерватории. О том, что в конце февраля маститому музыканту исполнилось 60 лет, никто не вспомнил. Ни словом не обмолвились и печатные издания. Ушел он из консерватории, не заработав пенсии. Ее он выхлопотал сам у императора только на 83-м году жизни.
Не потому ли 80-е годы позапрошлого века великий композитор встречал не в лучшем творческом настроении. Редко появлялись романсы, остальная музыкальная работа проводилась, скорее всего, для заработка, а не для душевного удовлетворения. В 1888 году к А. Дюбюку было неожиданно проявлено внимание. Чествовали маэстро в лучшем ресторане Москвы «Эрмитаж». Новый директор консерватории С. Танеев лично зачитал памятный адрес. В нем говорилось: «Александр Иванович! Более полувека Вы занимаете выдающееся положение в среде русских артистов, в качестве пианиста, композитора и педагога, воспитавшего несколько поколений русских музыкантов...» В ответном слове виновник торжества тогда сказал : «Нынешний день я чувствую себя счастливым...» Он как будто предвидел, что завтра о нем снова позабудут.
У него было заболевание лёгких, поэтому он практически не выходил из дома. Друзья навещали редко. Однажды войдя в кабинет, он упал и мгновенно умер. Это случилось 8 января 1898 года по новому стилю.
Отпевали А. Дюбюка в старинной русской церкви Благовещения на Бережках. Синодальный хор исполнил над ним богослужебную музыку П. Чайковского. На Ваганьковском кладбище ему поставили белый мраморный крест и мраморную лиру. К сожалению, в 30-х годах прошлого века его могила с мраморным надгробием исчезла. Историк московских некрополей М. Артамонов нашел место захоронения музыканта. Российский фонд культуры принял решение обозначить это место памятным знаком. А работу по восстановлению надгробия выполнил в октябре прошлого года житель Железнодорожного, скульптор С.Захлебин".
--------------------------------------------------

«Спросите у Дюбюка»!

"В феврале 2012 года ему исполнилось 200 лет. В канун этого юбилея Городское музыкальное общество и краеведческий музей Железнодорожного решили напомнить о Дюбюке своим землякам. Тем более что в нашем городе живет человек, который стал создателем нового надгробия на могиле композитора, затерявшейся было на Ваганьковском кладбище Москвы, – скульптор Святослав Захлебин. Тем более что в нашем городе, в Кучино, с 1936 по 1980 год жил внук Александра Ивановича Дюбюка, Анатолий Федорович. Да и теперь живут в Железнодорожном правнучка великого композитора Ксения Анатольевна со своей дочерью Екатериной, сыном Дмитрием и внуком Митей".
____________________________

В Московской консерватории не забывают о своём великом предшественнике ! В день рождения Александра Ивановича Дюбюка будет отмечаться его 200-летие!

20 ФЕВРАЛЯ 2012 г.
ПОНЕДЕЛЬНИК
РАХМАНИНОВСКИЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ
19.00

Концерт, посвященный 200-летию со дня рождения выдающегося композитора, пианиста, первого профессора Московской консерватории
Александра Ивановича Дюбюка (1812-1897)
В концерте принимают участие:
- Валентина Левко
- Леонид Болдин
- Александра Стрельченко
- Ольга Фомичёва
- Ольга Чеснокова
- Николай Луганский
- Александр Колпаков
- Александр Пашкевич
- Юрий Чевин
- Олег Дорогов
_________________

ШАЛЯПИН
В своё время, лет эдак 50 назад, по радио часто звучала песня А. И. Дюбюка в исполнении не знаю кого:

УЛИЦА

Раз возвращаюсь домой я к себе,
Улица странною кажется мне.
Раз возвращаюсь домой я к себе,
Улица странною кажется мне.

Припев:
Левая, правая где сторона?
Улица, улица, ты, брат, пьяна.

И фонари так неясно горят,
Смирно на месте никак не стоят,
Так и мелькают туда и сюда.
Эх, да вы пьяные все, господа.

Припев.
Ты что за рожи там, месяц, кривишь,
Глазки прищурил, так странно глядишь?
Лишний стаканчик хватил, брат, вина;
Стыдно тебе - ведь ты старина.

Припев.
....
Слова и музыка написаны не позднее 1863 года


Вспомнил, эту песню пел замечательный певец Артур Эйзен. А слова этой песни принадлежат Василию Сиротину.


Левая, правая где сторона?


Из стихотворения «Улица» вологодского поэта-сатирика XIX в. Василия Сиротина:

Раз из трактира иду я к себе,
Улица пьяною кажется мне.
Левая, правая где сторона?
Улица, улица, ты, брат, пьяна.

Музыку к этому стихотворению написал композитор А. И. Дюбюк и назвал свое произведение «Цыганской песней», что впоследствии дало основание считать ее песней фольклорного происхождения. И первое время эту песню действительно исполняли только в цыганских хорах, в частности, в известном московском ресторане «Яр».

Широкую известность песня получила после публикации (1859) в журнале «Арлекин» (с пометкой — «перевод с немецкого»), а также в сборнике песен, вышедшем в 1904 г. в издательстве Сойкина, где ее назвали «Песней пьяного студента». В обоих случаях автор слов указан не был.

Автора стихотворения, которое легло в основу популярной песни, установил литературовед В. С. Железняк в своей книге «Повесть о Василии Сиротине».

Иронически: о неразберихе, сумятице в, общественно-политической жизни, когда трудно понять, где «правые», «левые» и «центр», а программы партий и позиции политиков противоречивы, двусмысленны и т. д.

Да, сочинения Дюбюка в своё время были очень популярны ! И по поводу его цыганских романсов вот что пишут по ссылке, которую я приводил выше:

http://www.bogorodsk-noginsk.ru/bal/rw-sbornik8.html

Цитата:
---------------------
Долгие годы А. Дюбюк являлся главным цыганским композитором. Им было подготовлено трехтомное издание «Песен московских цыган», в которое вошло 78 произведений. Под его польки и мазурки танцевала вся Москва. Долгие годы А. Дюбюк являлся главным цыганским композитором. Им было подготовлено трехтомное издание «Песен московских цыган», в которое вошло 78 произведений. Под его польки и мазурки танцевала вся Москва.
Неслыханный успех его романсов и песен заслонил от историков музыки его заслуги пианиста и педагога. Они не могли простить ему явного пристрастия к цыганскому и бытовому романсу, к популярной, жизнелюбивой, понятной простому народу музыке. А ведь его романсовое творчество началось ещё в эпоху А. С. Пушкина, а закончилось во времена Л. Толстого, А. Чехова и П. Чайковского.
--------------------------

В общем, фигура это была необычайно колоритная!

В каком-то смысле это правильно, потому что в своё время Дюбюк был гораздо больше известен как автор песен и романсов. Однако, время всё расставляет по своим местам: как фортепианный педагог Дюбюк сказал не менее весомое слово, потому что через его руки прошло большое количество известных впоследствии пианистов и педагогов ф-п игры.

Да, кстати !
Вот что есть в сети:


Малый зал филармонии СПб
18 апреля 2012 г., Среда 19:00

ФОРТЕПИАННЫЙ ВЕЧЕР
Виктор РЯБЧИКОВ
ФИЛЬД. Ноктюрны
А. И. ДЮБЮК. Вальсы, польки, этюд «Муха»
А. ГУРИЛЁВ. «Не томи, родимый»,
вариации на тему трио из оперы М.Глинки «Жизнь за царя»
Вариации на романс А.Варламова «На заре ты ее не буди»
БАЛАКИРЕВ. Скерцо №3
СКРЯБИН. Две прелюдии
РАХМАНИНОВ. Шесть музыкальных моментов, соч.16
-------------
Энтузиаст русской ф-п музыки В.Рябчиков сыграет-таки "Мух" Дюбюка ! Почему-то в этой программке этюд назван "Муха" в единственном числе, тогда как в оригинале он называется "Les mouches".
Справедливости ради хочу отметить, что нот этого этюда я никогда не видел, а музыки его никогда не слышал, поэтому за тот или другой вариант названия поручиться не могу и сужу о нём лишь по воспоминаниям известных людей !
____________________

Справки в других словарях:

• Дюбюк, Александр Иванович (20 февраля (3 марта) 1812, Москва 27 декабря 1897 (8 января 1898), там же) русский пианист, композитор, музыкальный педагог. Учился y Дж. Филда. Жил в Mоскве, где приобрёл известность как пианист, педагог по фортепиано, a также автор фортепианных и вокальных сочинений … Общее образование получил в московском пансионе своего отца, где учился также игре на фортепиано у Шпревича; позже был учеником Фильда, приёмы игры которого усвоил и далее развил в своём творчестве и педагогике. Был профессором фортепианной игры в Московской консерватории. Под руководством А. И. Дюбюка воспитался ряд выдающихся русских пианистов, в том числе и выдающийся пианист и композитор Милий Балакирев. Кроме романсов, из которых особенно известен "Ах, мороз, морозец!", Дюбюк написал много салонных пьес и танцев для фортениано. Подготовил учебник: "Техника фортепианной игры", который выдержал множество изданий. Автор вариаций на темы романсов А. Е. Варламова, А. А. Алябьева; автор множества романсов и песен. Переложил для фортепиано песни и романсы моск. цыган.

Книги
• Привет Москве. К 200-летию великого романиста и песенника Александра Ивановича Дюбюка, А. Пашкевич, М. Артамонов. Александр Иванович Дюбюк - один из крупнейших московских педагогов, профессор Московской консерватории. У него брали уроки М. А. Балакирев, и Н. С. Зверев, ставший впоследствии учителем многих выдающихся музыкантов, таких как, А. И. Зилоти, С. В. Рахманинов, К. Н. Игумнов, Ф. Ф. Кенеман, Л. А. Максимов, М. Л. Пресман, А. Н. Корещенко, А. Н. Скрябин.

©® «Братья Синельники», разработка сайта - Vinchi Group
Оформление и программирование Ильи

Экстремальный портал VVV.RU