Свыше 50 выставок проведено уже в 15 странах мира на Кругосветном маршруте плаваний старинной поморской лодии "Пилигрим" с момента старта в 2017 году из карельского Петрозаводска, и вот теперь встреча со зрителями штата Миннесота в США. И именно в Музее русского искусства вдруг обнаруживаются удивительные параллели в художественных решениях представленных нашими путешественниками работ с основной экспозицией музея. Они заключаются в том, что привезённые "Пилигримом" работы настолько вписались в общую музейную атмосферу в Миннеаполисе, словно всегда были выставлены здесь. До этого, в предыдущих демонстрациях, экспонаты плавучего музея с борта поморской лодьи выглядели, по большей части, экзотикой прибывшей с "другого края Света", и вдруг такое неожиданное совпадение.
Возглавляет Музей русского искусства в Миннеаполисе его Исполнительный директор и Президент Марк Дж. Мейстер - опытный руководитель, специалист в области истории, археологии и музееведения. Многие годы до Миннеаполиса господин Марк Дж. Мейстер был президентом и генеральным директором Дейтонского общества естественной истории (DSNH), в составе которого ещё Музей открытий Бунсхофта и два национальных исторических объекта: индийская деревня Санвотч и Археологический парк, и Древнее земляное сооружение и природный заповедник Форт.
Рекомендателем выставки плавучей коллекции "Пилигрима" стал известный музыкант-виртуоз пианист Денис Евстюхин - куратор Классических музыкальных программ Музея Русского искусства в Миннеаполисе. Именно он следил за приходом и передвижением Кругосветной экспедиции поморской лодии "Пилигрим" по США, высмотрел передвижную коллекцию по другим демонстрациям в городах и маринах страны и рекомендовал её руководству музея в Миннеаполисе. Знаменательным фактом здесь стал приход самого судна в штат Миннесоту, в порт Дулут озера Верхнего в августе 2020 года.
Во-вторых, многоплановость и многожанровость экспозиций музея, а значит и визуальное, и эмоциональное разнообразие открываемых образов - это отнюдь не надуманное стилевое решение, экзотический поиск или эксперимент ради эксперимента музейных построений - нет! - это реальное отражение того богатства художественного визуального искусства, которое самим своим бытием предполагает необыкновенно широкое разнообразие и жанров, и жанровых подходов, и стилей, и форматов; это практический перенос объектов духовной образной сферы Вселенной в мир ощущений и переживаний, мир человеческой непосредственности, который является и источником и "заказчиком" художественных образов через творческое мастерство художников. И, в конце концов, весь этот художественный массив находится в парадигме Русского искусства как такового и естественно отражает его внутреннюю бесконечность.
Потому экспонирование в одних и тех же залах, при гармоничной расстановке, конечно, световых, теневых и тональных ракурсов, одновременно и фундаментальных живописных работ, и современного эксперимента, и традиционного народного творчества стало естественно органичным, создало атмосферу путешествия во времени, преемственности образных решений и гармоничной красочной и структурной полифонии. Великая тайна встречи художественных работ в залах музея - это всегда поистине сакраментальное происшествие, веха в исторической перспективе, знак, достойный внимания, рассмотрения и анализа.
Cтрогий аналитический искусствоведческий подход определял выставку экспонатов плавучей коллекции "Пилигрима": доступный объём в 20 работ позволил Главному хранителю музея профессору Марии Завьяловой составить выставку "Средневековые русские парусные суда". Среди моделей музейного качества художники Александр и Сергей Синельники были и кочи, и карбасы, соймы и шняки, каюки и ладьи, характерные для северного речного и морского судоходства Руси Средних веков. Рядом с ними соседствовали образцы древнепоморского традиционного зодчества, а дополняли общий строй выставки полноразмерные информационные стенды, которые представили в целом весь проект плаваний, путешествий команды под руководством капитана Сергея Синельника по океанам Земли на старинных судах: древнеславянском "Русиче" в 2006-2014 годах, когда удалось на утлой северной ладье пройти от берегов Великой реки Волги до австралийской Тасмании, и нынешнего "Пилигрима" - поморской лодии XVIII века, которая стоит сейчас в Твин Портс на Верхнем озере и ждёт продолжения своего пути вокруг света - перевозки сквозь территорию США и плавания в водах Тихого океана в Россию.
Состоялось и полноценное представление выставки "Средневековые русские парусные суда" в телевизионном эфире ютуб-канала Музея русского искусства в Миннеаполисе, оно превратилось в продуктивный научный искусствоведческий анализ: эта удивительная работа была проведена профессором Марией Завьяловой. Смотрим запись эфира! Ведущий программ - PR-директор музея Мишель Масси представляет Руководителя выставок и талантливо ведёт диалог со специалистом.
Уважаемые профессор Завьялова и госпожа Масси! Господин директор Марк Дж. Мейстер! Все сотрудники музея! Примите самые горячие, от всей души благодарности от художников Александра Синельника и Сергея Синельника (ТСХР), от всех художников - участников Морского клуба "Пилигрим" за великолепно организованную и проведённую выставку наших работ в Миннеаполисе, за такой тонкий, бережный, поистине семейный подход к экспонатам плавучей коллекции, словно мы все вместе - экипаж одной большой лодии идущей под всеми парусами по океанам планеты Земля! Спасибо вам!
Уникальные экспонаты после чудесного экспонирования в Миннеаполисе возвращаются в морскую стихию - на борт кочующей поморской лодии "Пилигрим", которая красуется на акваториях озера Верхнее портов Дулут и Сьюпериор. Регулярные выходы на просторы гигантского холодного озера с гостями на борту - теория и практика управления прямыми парусами старинного судна - это ежедневный быт команды капитана Сергея Синельника.
Но напряжение всё равно нарастает! Впереди уникальный по сложности процесс: впервые в истории мореплаваний должен быть осуществлён сухопутный волок старинной поморской лодии по территории США, на 3000 км от порта Дулут до порта Сиэттл, из вод Атлантики в воды тихоокеанские!
И эта задача - наша с вами общая, друзья! Только общим желанием, устремлением, единением сердец и взаимопомощью возможно совершить такой сложный и неповторимый маршрут! Все вопросы по участию в Кругосветном проекте поморской лодии "Пилигрим" адресуйте непосредственно самому капитану Сергею Синельнику:
piligrim-ss@mail.ru
или +7-903-755-1038