26.04.2019

 

НовостиПроектыСтатьиФотоСсылкиКонтакты English version

Главная ВСЕ НОВОСТИ С МАРШРУТА...ALL NEWS from ROUTE...

ВСЕ НОВОСТИ С МАРШРУТА...ALL NEWS from ROUTE...

« К списку новостей

1000 км по Западной Сахаре: не рекорд, а эксперимент!

 

15.04.2010

 

Никогда не было ещё ни одной экспедиции, которая бы за день-два до старта была бы готова, собрана, а участники только бы и знали, что перекладывали уже уложенные снаряжение с места на место, перепаковывая его всё уютнее и удобнее. Говорят, даже космонавты перед запуском в космос и те носятся по стартовой площадке: Где мои перчатки? Кто видел мои перчатки?..

news-object-931.jpg


В предстартовые сборы засл. путешественников России братьев-близнецов Сергея и Александра Синельников вмешалась ещё и чехарда со спонсорами, которая не закончилась и за час до вылета самолёта из Домодедово в Марокко. В итоге, стартовый вес груза оказался на 8 кг меньше: медицинский исследовательский комплект, с которым должны были идти по Западной Сахаре наши путешественники, остался в Москве, но и бюджет экспедиции заметно похудел, и в частности, из него исчезли суммы достаточные для подстраховки внештатных ситуаций там, на месте, в пустыне. И хотя братья Синельники с самого начала планирования этого пешего перехода отказались от автомобильной поддержки, но в случае с исследовательской аппаратурой периодическое присутствие помощников в пустыне было бы само собой разумеющимся. В любом случае, маршрут был запланирован в виде лепестков, отходящих вглубь пустыни от капитальной асфальтированной трассы N-1, идущей вдоль берега Атлантического океана. Иного варианта без автомобильной поддержки не было: и в самые лучшие времена (в 70-е годы) на всю Западную Сахару едва набиралось до 50-ти действующих колодцев, большинство из них всегда были секретными, а уж сейчас, после 30-ти лет военного противостояния официального Марокко с Фронтом ПОЛИСАРИО, число поддерживаемых работоспособных колодцев значительно уменьшилось, а главное, информация о них стала просто супер-неизвестной. В этих условиях пешеходный маршрут сквозь Западную Сахару периодически очевидно привязывался к асфальту.

Далее, братья Синельники отказались от услуг других путешественников, кто просился с ними в группе пройти этим маршрутом. Поначалу это было связано с исследовательской программой, о которой говорилось выше, а когда спонсоры взбрыкнули, то было уже поздно кого-то подключать. В итоге, двойка на такой серьёзном переходе оказалась в минимальной автономности: в самом деле, выходной вес груза с собой не может быть больше 35 кг ” при жаре за плюс 40 градусов, при ходьбе по шатким пескам, при возможности пыльных бурь. Усложняющим фактором стала очень слабая инфраструктура асфальтированной трассы N-1 у океана: количество заправок, торговых точек при них, источников воды крайне мало на 1000 пустынных километров асфальта, а выходы на асфальт именно к этим заправкам просто невозможно спланировать в пешем переходе. Ошибка в 10-15 км означает дополнительный дефицит воды в организме как минимум на полсуток. То же самое касается пищи: полноценное питание можно получить только в 2-х точках на всю 1000 км Западной Сахары: в городах Бахадур (Буждур, Boujdour) и Дахла.

Фото сделано в древнем городе Бахадуре (звучание названия на выбор: Буждур, Boujdour)
news-object-927.jpg


На свой маршрут Сергей и Александр Синельники взяли в основном сублиматы Гала-Гала. Рекламу им сделали хорошую, но ежедневный дефицит по всем пищевым позициям, при использовании этих сублиматов, постепенно, через 20-25 суток, накопился до таких стойких симптомов мышечной усталости, когда уже ни сон, ни повышенное случайное питание (у кочевников ли, или в вышеупомянутых городах) уже не восполняли потерь в организме. А нормальных, полноценных, привычных нам, продуктов в Западной Сахаре, кроме двух городов, купить негде, даже на заправках на этой трассе N-1.

А сейчас давайте поменяем хронологию рассказа об этой экспедиции и сразу скажем о финишных итогах. Главной неожиданностью стало превышение запланированной средней скорости хода: думали, что получится не более 25 км в сутки, о том же говорили и медики, а вышло 33-34 км. Вместо 40 суток работы затратили 33 дня на 1000 км пути. Минимальное суточное потребление воды на маршруте, при жаре не менее плюс 40 градусов С, не получалось менее 5 литров на человека, хотя планировалось идти и на 4-х литрах. Также выяснилось, что более 40 литров воды тащить двоим не получается, этот запас давал автономность 100 км пешком из расчёта 25 км в сутки. Реально этого запаса хватало на 120 км пустыни.

Отдельный вопрос о конструкции пустынной тележки. Тот военный образец, который есть на вооружении ряда стран, достать, купить, или скопировать, не удалось. Пришлось Сергею и Александру Синельникам идти своим путём. Технический совет возглавлял известный инженер-механик Владимир Сайгаков, который участвовал с братьями в Кругосветке на мотоциклах УРАЛ, да и сам много пересёк пустынь на велосипедах. За основу конструкции пустынной тележки взят колёсный узел, который используют каякеры, сплавщики для перевозки своих лодок. В частности английская экспедиция на плато Альтиплано (Южная Америка) 2007 года прошла и проплыла более 700 км именно с такими колёсными узлами. Но условия Западной Сахары оказались много тяжелее и братья Синельники вынуждены были выбросить тележку через 850 км. Хорошо, что это произошло после ключевого участка маршрута ” достижения военного посёлка Бир Анзаран, центра Западной Сахары, а иначе эти 110-120 красивых автономных километров в никуда пришлось бы отменять.

Теперь по порядку. Стартовали из городка Эль Аюн 15 января 2010 примерно в полдень. Запас воды 36 литров. Первая цель ” посмотреть одно из чудес света - гигантский 100-километровый ленточный транспортёр, который в 70-х годах завод Kruppa построил для Западной Сахары, с тех пор он исправно работает, пока его периодически не взрывают повстанцы. За братьями Синельниками вначале увязался польский путешественник Юрек Травиньский, но его хватило ненадолго: он посмотрел в каком темпе работают Сергей и Александр на маршруте, по камням да по песку, понял, что это не для него! и через несколько часов битвы с пустыней ушёл обратно в посёлок, пока было не поздно.

Первоначальный план пешего освоения Западной Сахары сломался со второго же дня, точнее с вечера: наши путешественники подошли к гигантскому транспортёру, начали около него с удовольствием фотографироваться и тут кому-то пришла мысль: пойти спросить обслугу транспортёра насчёт того - жив ли колодец Метмарфаг, куда мы держим путь, или уже нет? Но спросить не получилось: через 5 минут братья Синельники были арестованы полицией и попали на допрос. Это был весьма опрометчивый шаг ” что-то спрашивать у местных? Есть такая практика у спортивных туристов даже и в своей-то стране ничего не спрашивать у местных жителей без нужды, если у тебя всё нормально, есть у тебя есть карты, навигация, ты здоров и идёшь своим путём. А тут абсолютно чуждая страна, эксперимент братьев Синельников естественно привёл к одному ” в полицию, тем более, что сам транспортёр тщательно контролируется видеокамерами круглые сутки. Очевидно, что разговора у наших путешественников с жителями Западной Сахары не получится никогда, даже если ты знаешь французский или испанский, которые только тут и звучат. Братья Синельники не знают никаких иных языков, кроме русского, а попытки играть на словах дружба-фройндшафт! отклика не находят, так как местные жители сами в глубины пустыни не ходят. Любой житель, даже скотовод, который считается кочевником, знает и осваивает лишь какой-то ограниченный определённый район, привязан к какому-то определённому колодцу, и вовсе не стремится куда-то за горизонт в поисках лучшей травы для своих овец и коз. Менталитет крестьян одинаков во всём мире и в любых странах: нефиг ходить куда не надо! То же самое отвечают и русские крестьяне в наших лесах. То же самое и на любом континенте. Менталитет же полиции и военных, любых охранников и служивых людей, также одинаков во всём мире: если ты идёшь туда, куда я не хожу, или пришёл оттуда ” откуда я не прихожу, значит, ты ” нарушитель! Братья Синельники пять часов рассказывали марроканской полиции, что они не собирались взрывать транспортёр, что они любят ходить по пустыням и прочее о спорте и романтике, а полицейские только дозванивались в интерпол и узнавали нет ли таких Sinelniks в чёрных списках!?

Аналогичная ситуация повторилась, когда в кульминации этой экспедиции Сергей и Александр добрались в центр Западной Сахары в военный посёлок Бир Анзаран: охрана и военные агенты, наблюдатели ООН и сыщики в штатском понять не могли: чего надо этим двум белым в нашем забытом Богом месте? Не иначе ” чего-то надо! Но - чего? Допрос в Бир Анзаране на неведомых языках уже был короче, чем в Эль Аюне, так как к тому времени весь военный контингент и полиция по своей радиосвязи знали, что где-то по их Западной Сахаре движутся пешком двое белых, вроде бы, русские, идут неизвестно куда, неизвестно зачем, и непонятно каким образом, так как пешком тут никто не ходит, но хорошо, что не проявляют никаких признаков агрессивности и не ведут никакой шпионской деятельности! Однако, несмотря на такое алиби, в Бир Анзаране наших путешественников к столу не пригласили, только посоветовали подождать несколько дней, пока прибудет специальная военная машина, которая увезёт их в цивилизацию, чтобы им не бить ноги по пустыне. Братья, конечно же, ждать спец-машины не стали, в тот же вечер перебрались к одному скотоводу, с которым познакомились до этого, и который жил невдалеке, в 10 км от посёлка, переночевали там в своей избитой пыльными бурями палатке и на другое утро были таковы.

Весьма неожиданным и странным в этом переходе был случай, когда братьям Синельникам пришлось применять грубую физическую силу, чтобы отбиться от неадекватных парней, которые взялись грабить путешественников. Дело было после выхода из города Бахадур (Буждур, Boujdour), уже в 50 км от него. Колоссальная разница в менталитетах людей разных культур, плюс языковый барьер, порой приводят к тому, что трудно отличить угрозу для себя от просто местных особенностей. Например, здесь, в Западной Сахаре, кочевник запросто подойдёт к твоим вещам и будет ощупывать их, и даже копаться в них, словно это его личные вещи. Как тут поступать? Сразу отгонять людей нельзя: хорошо чувствуется период и степень накала ситуации, когда она переходит некую общечеловеческую грань. Пришедшие к Саше и Сергею Синельникам четверо парней вначале вели себя как и все, как и всегда. Завязался даже какой-то разговор: Сергей, чтобы держать ситуацию под контролем, достал карту и начал в отсутствие языка переспрашивать о предстоящих тех или иных объектах на маршруте, показывал их парням, обсуждал. Так вот грань была перейдена местными парнями тогда, когда один из них вцепился в золотое обручальное кольцо на безымянном пальце Сергея, а другой взялся срывать спутниковый телефон с его груди, третий начал вырывать из рук спутниковый навигатор ” и пошло-поехало! ” тут и включились русские кулаки, крайнее, надо сказать, средство, и весьма неприятное в спортивной туристсткой экспедиции. Нет универсальной инструкции на такие случаи, в них включается интуиция, весь человеческий опыт и опыт путешественников, который у братьев Синельников, после пересечения 40 стран мира, накопился немалый. И тем не менее, жаль, что такое произошло. Нападавшие пообещали вернуться, сломали ритм движения наших путешественников, внесли нервозность в работу. К вечеру и на второй день на горизонте появился джип местного вида, который поколесил куда-то: в пустыне никуда не спрячешься, здесь ты как на ладони Пусть Бог им будет судья!

А всё начиналось с мирного, казалось бы, разговора...
news-object-932.jpg


Отдельный разговор надо вести о навигации и картографическом материале в Западной Сахаре. Вновь, как и во многих других странах мира, опыт пешеходной работы в дикой местности показал, что самыми лучшими до настоящего времени остаются советские топографические карты любого возможного масштаба (огромное спасибо poehali.org и mapstore.com). Попытки братьев Синельников купить в цивилизации, в городах, так называемые, современные карты Марокко для территории Западной Сахары оказались безуспешными: весь предлагаемый ассортимент или явно непригоден для реального путешествия по пустыне, или имеет наглые рекламные прорисовки несуществующих дорог, озёр, объектов, населённых пунктов. Очевидно, правительство хочет показать, насколько быстро развивается территория, вот и заранее рисует в своих картах те мечты, которые хотелось бы тому правительству реализовать. Это весьма частая практика во многих странах, вспомните рассказ новосибирского путешественника Владимира Лысенко, как он в Южной Америке искал отмеченную на всех картах и атласах дорогу от океана до океана сквозь джунгли. Впрочем, грешат подобным опережением и наши российские картографы, ничего тут не поделаешь, болезнь есть болезнь!

И тем не менее, даже с полным набором навигационного оборудования и с подробными картами братья Синельники в этой 1000-километровой экспедиции совершили непредсказуемый маршрутный крюк, от которого поседели дежурные в Фонде Кругосветных экспедиций, который вёл братьев по Западной Сахаре. Это сейчас, после успешного финиша, стало ясно, что тот крюк явился следствием колоссального переутомления, что накопилось у наших путешественников к этому моменту, ведь шли самые тяжёлые в психологическом плане 20-21-22 сутки перехода. Рассеяние внимания неизбежно в таких экспериментальных походах, тем более, что проконтролировать выбор предстоящих точек маршрута было некому: всю навигацию единолично вёл Сергей Синельник, а его брат Александр отвечал за питание и бивачные работы. В результате Сергей упустил сильное магнитное склонение в этом районе ” минус 11 градусов, а введя его однажды, и выключив потом в спутниковом навигаторе, накопил, таким образом, ошибку в 22 градуса к востоку ” с тем команда и вышла на свой главный отрезок маршрута, в центр Западной Сахары. Воды оставалось только 14 литров на 4 суток пути! Хорошо, что встретили кочевников, которые восполнили весь запас воды, и братья смогли продолжать переход.

Но главное тут вот в чём. Если идти на военный посёлок Бир Анзаран от океана строго на восток по кратчайшему пути, то неизбежно потребуется пересекать цепь военных лагерей, которые были устроены на холмах Агегер перед строительством последней, шестой берлинской стены в Западной Сахаре. Длина этой цепи 50 км: от асфальтированной трассы Дахла-Ассард на северо-северо-восток до траверза Тигерсимета. Между лагерями расстояние всего-то 2-3 км, порой и 1 км. Устроены они были в пору страшной войны между Марокко и Фронтом ПОЛИСАРИО так ловко, что между ними всё простреливалось и было заминировано столь плотно, что даже верблюды и те подрываются. И до сих пор совершенно невозможно найти информацию: разминированы эти заброшенные лагеря или нет? У всех комментаторов мнение одно: собрать все мины невозможно! Это касается и всех бывших берлинских стен в пустыне: ныне действует шестая стенка, самая южная перед границей с Мавританией на юге и самая восточная, перед границей с ней же и Алжиром, на востоке. Остальные же стены вроде бы разминировались, но только вроде бы! У самих марроканских военных спрашивать бесполезно. Остаётся одно: идти или ехать по чьей-то уже проложенной однажды колее. Так и поступили братья Синельники, когда двинулись от Дахлы на Бир Анзаран через цепочку военных лагерей на холмах Агегер: старались строго придерживаться чьей-то предыдущей колеи, тропки, прохода. Однако суть в том, что наши путешественники опередили работу своего московского Штаба сопровождения: в это время велись консультации с военными о нитке прохода через лагеря, когда вдруг от братьев приходит сообщение, что они уже пересекли цепочку лагерей. Вот тут волосы и встали дыбом у дежурных в Оргкомитете. Слава Богу, что всё обошлось, но рекомендовать эту нитку другим путешественникам, кто тоже хочет тут побродить, страшновато ” слишком велика случайность перехода Синельниками военных лагерей и слишком велика опасность оставшихся тут противопехотных мин.

Кстати, страх перед заминированными препятствиями ” это вещь реальная и человек её чувствует на своей шкуре. Сергей Синельник рассказал, что когда идёшь по неизвестной территории, которая когда-то, пусть и давно, минировалась, то начинаешь думать только об одном: вот, сейчас, взрыв ” одна нога туда, другая ” сюда, и всё! Отгоняешь от себя эти мысли, но они возвращаются снова и снова сами собой! А уж территория Западной Сахары вся сплошь минировалась многократно и обильно: когда последовательно строились сквозь пустыню берлинские стенки, то мины закладывали без счёта. Сейчас эти стенки стоят себе, стоят, в них постепенно проложились известные проходы, тропки, колеи, но в неизвестные участки стенок никто не суётся. Да и вообще: встретить какие-то остатки чего-то военного в этой пустыне проще простого, порой на довольно больших пространствах разбросаны сотни снарядных ящиков, тысячи коробок, многочисленные остовы техники, мотки колючей проволоки. Это тоже достопримечательности, которые стоит посмотреть ” до чего даже пустыню могут довести развоевавшиеся человеки! На многих ящиках увидишь надпись: Made in Russia - правда это или нет ” кто знает? ” подделать оружие в современном мире проще просто. А вот колодцев новых не разведали, не построили, старые не подновили, знаков для ориентирования в пустыне не понаделали.

Известно, что через территорию Западной Сахары несколько раз в 90-е и 2000-е годы прокладывались трассы знаменитых автогонок Париж-Дакар и Транс-Африка-Классик: пройти по ним ” это тоже достойная цель, тоже своеобразный интерес. Два раза, в 1996 и 2001 годах гонщики подрывались на забытых противопехотных минах. Была цель и у братьев Сергея и Александра Синельников в этой 1000-километровой экспедиции пройти часть дакаровской гоночной нитки, и некоторый участок её был пройден. Но этот опыт показал, что без автомобильной поддержки углубление в пустыню далее 100 км, а тем более, отслеживание бывшей трассы автогонки Париж-Дакар, невозможно, именно из-за разрушенной структуры древних колодцев, которые веками были источниками воды в этих безжизненных местах, а сейчас совершенно сгинули из-за военной обстановки в регионе.

Читатель заметил, конечно, что ни слова не пишется о красотах природы встреченных в Западной Сахаре, этих чарах пустыни, ради которых и пошли братья Синельники в столь экстремальный пеший переход. И в самом деле, никаких статей не хватит: пустыня дарит свои прелести щедро и туда надо самому идти, чтобы увидеть и прочувствовать эту щедрость её красоты. По крайней мере, когда братья вышли в гигантский каньон, то причудливые чудеса его поразили их более, чем знаменитый Колорадский каньон в Северной Америке. А неожиданные оазисы, густые заросли среди вечных, казалось бы, песков возвращали мысли в древние эпохи, когда здесь жили многочисленные народы, шумели города и шли богатые караваны. А затерянные могильники древних властителей, которые очень трудно здесь найти, даже зная координаты ” это повод для новых экспедиций в Западную Сахару.

И конечно, только в общении с красотами пустыни забывалась и жажда в жару плюс 45 градусов, и душные пыльные бури, и непонимание военных и полиции, и все физические тяготы пешей работы. Поэтому, осталась в душе непонятная тяга ещё разок вернуться сюда, чтобы забраться ещё глуше, ведь, кроме всего прочего, остались для этой экспедиции нетронутыми горные участки Западной Сахары. Так что, есть повод собирать новую команду!


news-object-929.jpg
Информационная поддержка проекта "Пешком по Западной Сахаре-2010" - газета путешественников "Вольный ветер". Подписка на газету здесь! Инициатор идеи газеты, её создатель и бессменный Главный редактор мастер спорта, засл. путешественник РФ Сергей МИНДЕЛЕВИЧ.















news-object-930.jpg
Обеспечение перелётов проекта "Пешком по Западной Сахаре-2010" - российская туристическая фирма ITU. Индивидуальные консультации по самым сложным маршрутам путешествий по всему миру.








news-object-928.jpg


news-object-933.jpg
Круглосуточная спутниковая связь со всем миром с помощью компании "Альфа-ТелеКом". Очень удобно то, что в компании "Альфа-ТелеКом" обеспечивается круглосуточная поддержка и технические консультации в случае непредвиденных ситуаций или проблем с аппаратурой! Такого больше ни у одной компании, нигде в мире нет!!!

 


« К списку новостей

©® «Братья Синельники», разработка сайта - Vinchi Group
Оформление и программирование Ильи

Экстремальный портал VVV.RU