20.10.2018

 

НовостиПроектыСтатьиФотоСсылкиКонтакты English version

Главная ВСЕ НОВОСТИ С МАРШРУТА...ALL NEWS from ROUTE...

ВСЕ НОВОСТИ С МАРШРУТА...ALL NEWS from ROUTE...

« К списку новостей

Наш давний друг - журнал "Полный привод 4х4"

 

07.08.2015

 

ВГЛУБЬ АФРИКИ НА ИСПЫТАНИЕ
(статья в журнале "Полный привод 4х4" номер 8, август 2015)

Это уже шестая экспедиция в Африку команды засл. путешественников РФ братьев-близнецов Сергея и Александра Синельников, но «Чёрный континент» настолько многообразен, что никакой опыт не является гарантом лёгких дорог, тем более, что здесь их мизер, а царствует дикое бездорожье. Да и техника в этой экспедиции была для команды новой: мотовездеходы CFMOTO – всё ещё неизведанная новинка для большинства путешественников. Но маршрут был сделан: почти 10 000 км по территориям шести африканских стран: Марокко, Западная Сахара, Мавритания, Сенегал, Мали и Кот-д'Ивуар. Есть что рассказать нашим болельщикам! Ну, в путь!


news-object-2821.jpg

ЗАЧЕМ ТАК ДАЛЕКО ЕХАТЬ?


После африканской «пустынной» мотоэкспедиции 2008 года на исторических отечественных «ИЖах» братья-путешественники Синельники зареклись больше отправляться на такой далёкий и сложный маршрут на аппаратах российского производства, и в общем-то, это обещание выполнили: проект 2015 года сложился на технике китайской. Про CFMOTO команда отчаянных братьев слышала, но настоящее знакомство началось, когда уже проект «Вглубь Африки: ИСПЫТАНИЕ-2015» был изложен в виде договора на бумаге с официальным дистрибьютером в России.

История, как лидер проекта Сергей Синельник познакомился с директором ООО АВМ-трейд - Сергеем Койновым - это длинная цепочка случайностей, которая началась ещё во время плаваний по океанам на древнеславянской ладье "РУСИЧ". Кок ладьи - экстравагантный Вячеслав Шкода, после того, как его хорошенько пропитали солёные волны десятка морей от Атлантики до Южного океана у Тасмании, загорелся участвовать и в других экспедициях, а уж в мотоциклетных само собой, так как сам он - ярый мотогонщик. И пошло: кок познакомил капитана ладьи с лидером московского авто-мото-клуба "Гризли" Андреем Гавриловым, тот вывел на рекламную и пи-ар службу фирмы - на Сергея Кулишева, так всё и срослось, хотя официальный договор между сторонами готовили долго и тщательно, и пока его согласовывали несколько раз, то сдвигали время старта из Москвы. А в Африке, в Сахаре в это время всё росла и росла среднесуточная температура, так что когда экспедиция туда добралась, термометр в тени показывал уже +43° С.
Закрутилось!

Интересно, что в Африке, а уж тем более, в Сахаре мотовездеходы CFMOTO ещё не бывали, так что нынешний проект, в этом смысле, первооткрыватель! Но не ради одного прогона неизвестной для них техники отправилась в неведомый путь команда братьев Синельников – было бы грустно только этим ограничиться на маршруте в 10 000 км по шести странам западной части Африки. Другое дело, что один из близнецов – Александр, старший, кстати – профессиональный художник и большая цель всех путешествий – это творческие поиски в далёких от Родины краях планеты Земля. Потом, после финиша, можно увидеть на выставках десятки картин Саши Синельника, но их рождение - наброски, абрисы, эскизы – происходит именно на живом маршруте, чем и ценны для художнической натуры путешествия вообще. Про фотографию и кино разговор отдельный: съёмки документального фильма и фотоальбома, выставки по итогам – это дело обязательное, но корректировка экстремального маршрута именно под съёмки, а не обыденное следование фотографии как простого фиксатора мото-событий, эта задача стала для братьев Синельников серьёзным испытанием, в некотором смысле, «несвободой», к чему они вовсе не привыкли. Особой же задачей для всех экспедиций в Африку является, конечно же, визуальная (фотографическая, кинематографическая) этнография – знакомство с народами: как они живут, чем, как выглядят их одежда и жилища, чем особенны их детство и старость, в общем, чем «они отличаются от нас» - по большей части, внешне – эта задача благодатна, интересна, и очевидно, именно она привлекает путешественников в Африку больше всего другого, а вовсе не просто испытание мототехники в бездорожье, потому как бездорожья в России много больше, чем в Африке.

news-object-2815.jpg

БЕЗ КОМАНДЫ НИКАК!

Особенностью всех экспедиций засл. путешественников РФ Сергея и Александра Синельников является то, что к ним на маршрут запросто можно подлететь, присоединиться, часть пути пройти в команде, потом улететь домой. Особенно эта схема удавалась во время предыдущего большого проекта неугомонных братьев – «Плавания древнеславянской ладьи «Русич» от берегов Волги до Австралии - 2010-2014» - тогда более 50 человек из шести стран мира смогли побывать на славной ладье и пройти свою 1000 морских миль по тем или иным океанам Земли. Интернациональные команды складывались даже и в пеших походах: в той же Африке, в пустыне Намиб, в 2014 году. Так и сейчас, на первой части пробега: в пути по Марокко и по Западной Сахаре собрался коллектив из девяти искателей риска из России, Белоруссии и Украины; взяли машину сопровождения - пара багги всех зараз не заберёт!

Нынешний пробег, как и предыдущие мото-экспедиции Синельников: «Кругосветка на УРАЛах-2002-2004», «Семь пустынь Мира на мото ИЖ-2006-2008», а тем более, плавание на ладье "РУСИЧ" - сложные технические задачи, потому без квалифицированного инженера-механика здесь как без рук! И логично, что в Африку-2015 отправился наш старый знакомый - практически постоянный участник и морских, и сухопутных дружин - белорусский путешественник Сергей Муравицкий. Правда, ему самому пришлось изучать внутренности вездеходов CFMOTO Z8 уже на стадии подготовки к старту, за месяц, но опыт мотомастера "Ночных волков" значит многое: теперь, после 10 тысяч африканских километров, Муравицкий стал просто экспертом китайской техники. Все отметили его особенную щепетильность в отношении "к железу": инженер-механик аппараты реально берёг и "в обиду" не давал.

Ну, а непременные фото- и кино-задачи легли на Евгения Штиля - опытного оператора и режиссёра, признанного экспедиционного фотохудожника. Смотрим его работы в иллюстрациях к этой статье.

news-object-2816.jpg

"КОНИ ПРИВЕРЕДЛИВЫЕ…"

После предыдущих глобальных мотоэкспедиций - а они были исключительно на отечественных монстрах "УРАЛ" и "ИЖ" - у путешественников братьев Синельников осталась стойкая психологическая усталость от круглосуточной многомесячной борьбы с железом, и ощущение, что "не нас везёт техника, а мы её тащим на себе!" крепко укрепилось в сознании. По этому поводу Саша Синельник высказал на одной из пресс-конференций оригинальную сентенцию: "С таким же успехом мы могли протащить на себе по Африке холодильник "Бирюса" и сказать, что поставили рекорд, так как холодильник преодолел целый континент!" По ходу маршрута в сеансах связи с Московским Штабом сопровождения много раз от путешественников в сердцах слышалось: "Чтоб я ещё раз на этом "УРАЛе"/"Иже" куда-то отправился! Ни в жисть!" Не было самого удовольствия, ради которого и гоняют мальчишки на двух колёсах по весям и странам: ветер в ушах, скорость, сменяющиеся пейзажи, уходящие под колёса ландшафты, риск, задор, девчонки оглядываются... Африканцы (и африканки), конечно, будут оглядываться на любой аппарат по разным причинам, среди которых и зависть, и интерес, и почти ненависть к "этим богатым белым", но хотелось действительно чего-то более-менее комфортного, но только не дорогих "фирменных иностранцев" - "немцев", "японцев". Так совершенно случайно в арсенале команды Фонда Кругосветных экспедиций появились мотовездеходы CFMOTO китайского производства. Пришлось, правда, повздыхать: "Эх, были бы такие аппараты нашего, российского, производства… ну, раз нет, то едем на этих!"

Почему на "чёрный континент" поехали именно вездеходы CFMOTO Z8? Логично, что из всей линейки аппаратов были выбраны самые сильные, самые современные. Сергей Синельник собрал мнения, советы и рассказы от множества мотогонщиков, покатался сам по Подмосковью - фактически это было его первое знакомство с такого рода техникой, до это братья Синельники - максимум! - это ездили на трёх колёсах: когда пересекали пустыню Кызылкум на эдаких российских чудо-монстрах "Самсон" - оказавшихся несерьёзной игрушкой, выползшей из умерших уже цехов того же "ИЖа". А когда выбор был сделан, то инженер-механик проекта Сергей Муравицкий начал реально разборку-переборку Z8 - полноценную подготовку к выходу на маршрут. Длилась она месяц!

Кто-то пытался подгонять команду скорее выйти в путь, но в такого рода делах существует железное правило, а точнее, закон, который в своё время много раз формулировал в своих записках великий русский путешественник Владимир Клавдиевич Арсеньев: "Сколько времени будет длиться сама экспедиция, столько же нужно времени, чтобы её подготовить!" - и нарушать этот закон нельзя. Конечно, речь идёт об этапе непосредственной подготовки, а не о замысле, который может зреть в голове путешественника годами!

Так и у нас: именно из-за требования досконально изучить "внутренности" техники старт экспедиции отодвигался, пока не упёрся в первые числа марта. Дальше уже сдвигать было нельзя - или переносить на осень: Африка просто испепелит желающих испытать её жар уже в мае!

news-object-2817.jpg

"КОМФОРТ В КАВЫЧКАХ"

Промелькнувшее было выше словечко о "комфортной" езде по пескам, глинам и камням Сахары на мотовездеходах требует своего особого разъяснения и за ним отправимся скорее к кинооператору и фотографу экспедиции Евгению Штилю. А он покажет треснутый объектив фотоаппарата, застрявшие, заскрипевшие трансфокаторы, расскажет как недолго проработали в штатном режиме мини-камеры в этой поездке. Мельчайшая пыль, проникающая даже внутрь аппаратуры, сквозь любые разъёмы и затянутые резьбы, колоссальные вибрации, большие температурные колебания, броски воздушного давления, ежеминутное протирание первой линзы объектива, иначе картинка "размывается": о каком комфорте может быть речь, если обсуждать фото- и киносъёмку с таких аппаратов, открытым всем ветрам нараспашку. А ведь именно съёмка была одной из главных задач нынешней экспедиции.

Суровый опыт проекта "Вглубь Сахара: испытание-2015" показал, что кино- фотосъёмочная работа без машины сопровождения с мотовездеходами на таком сложном маршруте в Африке нерациональна: затраты сил, времени и потери в фото-кинотехнике несравнимы с оплатой сопровождения. Да и удовольствия от съёмки "на лету" никакого.

Мотовездеход - это серьёзный экспедиционный снаряд, имеющий некую спортивную составляющую в своей сути, а его квадроформула даёт близость к духу мото-путешествия. В целом он даёт возможности более свободного и более быстрого перемещения в определённых сложных природных местах. Вернее бы его оценивать в совокупности с точки зрения соотношения "цена-качество передвижения в данной экспедиции", потому как очевидно, что если у вас есть лендровер, то передвигаться на нём, в этих же местах, вам будет гораздо комфортнее и быстрее, но это уже будет другая экспедиция. Есть один чудак, который мотается в этих же краях Сахары на российской "Ниве" - и флаг ему в руки! - тоже романтика! Команда Фонда Кругосветных экспедиций сейчас выбрала мотовездеходы CFMOTO, и кто знает - может быть в будущем отправится в африканскую глубинку на тех же лендроверах или "Нивах" - а почему бы и нет!?

news-object-2819.jpg

ПЛАНЫ И РЕАЛИИ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО МАРШРУТА

Старт экспедиции "Вглубь Африки: ИСПЫТАНИЕ-2015" был объявлен в московском авто-мото-клубе "Гризли" 6 марта 2015: мотовездеходы погрузились в фуру и ушли в путь до границы с ЕС в Бресте. Там к проекту подключилась группа белорусских путешественников: Александр Куличик, Александр Борический, Семён Овдиевич и Тарас Сидорук. Ребята организовали для перевозки багги по Европе открытую платформу-прицеп, и за неделю экспедиция прошла более 4500 км по шести европейским странам и упёрлась в Гибралтар. Переброска на африканский континент - паромом из порта Альхесирас в Танжер Мед - это испанский анклав Сеута в Марокко.

Стартовый вес экспедиционных грузов составил более 1,5 тонн, и это без учёта запасов воды и продовольствия, закупка которых проводилась по ходу движения уже в Африке. Из Москвы с собой из съестного взяли только хорошо знакомые всем сублиматы "Гала-Гала" (первый и вторые блюда, все каши и сливочное масло - всего 1000 пакетиков): опыт показал, что частенько бывают в таких сложных походах ситуации, когда "живой" еды нет, хоть ты тресни!, а есть-то надо.

Плановая нитка маршрута по Африке однозначно прокладывалась с севера на юг, от Средиземноморского побережья Королевства Марокко, от привычного нам лёгкого климата с постепенным углублением в жару, в сухость, в районы далёкие от цивилизации. Более-менее развитая трасса N1 ("Западная Африка") - это хороший асфальт и можно гнать и гнать. Справа -Атлантический океан, то приближается, так что едешь у воды, у обрывов, то удаляется от трассы на несколько десятков километров. На N1 худо-бедно всегда найдёшь топливо и некую закусочную. На ней привычно видеть иностранцев, потому вы тут особо никого не удивите, хотя CFMOTO выглядят как ходячие рекламные щиты и взгляды на себе останавливают автоматически. Но ехать по "федералке" неинтересно, потому сразу по выезду из Сеуты наша экспедиция ушла на второстепенные дороги, насыщенные провинциальной экзотикой. Первой целью был Рабат - столица Марокко, первые 400 км по Африке позади!

В Рабате в состав команды влились сразу пять путешественников, среди которых старые знакомые по морским походам: кок ладьи "РУСИЧ" Вячеслав Шкода и рулевой ладьи Игорь Быченко. Прибыл тюменский мотогонщик Александр Беляев, в паре с которым за рулём одного багги поехал главный эксперт проекта Андрей Гаврилов. Вторая машина: руководитель экспедиции Сергей Синельник, рядом с которым пассажиры попеременно менялись. Машину сопровождения взял на себя Александр Скаковец.

Под ночь и в дождь с холодным ветром 24 марта караван проекта "Вглубь Африки: испытание-2015" выбрался из столичных закоулков Рабата и взял курс на юг, на Марракеш - предгорья Атласа.

news-object-2818.jpg

НОЧНЫЕ БДЕНИЯ ЗА РУЛЁМ МОТОВЕЗДЕХОДА

Если ехать по второстепенным дорогам, то ещё до самих гор Высокий Атлас, до Марракеша, перед вами лежат приличные взгорья до 800 метров, и самые настоящие серпантины ожидают мастерства вождения и хладнокровия. Экспедиция вначале взяла курс на Роммани (примерно 70 км), а там ушла на запад на Сиди-Бетташ, после которого повернула опять на юг и тут уж вступила на такую неухоженную дорогу, что было бы вернее вернуться, но ночь скрыла, по первости, изъяны проезжей части, а потом уже, за дальностью, и возвращаться было нерационально и ночная темь только добавила романтики. Гонщики лишь шестым чувством угадывали в темноте, что справа или слева от них зияют горные пропасти, а потом ещё посетовали, что пропускаем такую красоту для съёмки, - зато сняли как пятна света от фар Pro-Light вырывают из темноты скальные стены, осыпи и ущелья.

В период подготовки к старту технари авто-мото-клуба "Гризли" настоятельно рекомендовали оснастить мотовездеходы полным комплектом дополнительного освещения Pro-Light, утверждая, что штатных фонарей будет недостаточно. Поначалу африканская команда скептически отнеслась к предложениям, так как в пути у пилотов происходит психофизиологическое привыкание к своему штатному свету и проблем с восприятием не возникает. Но после того как команда поездила в ночи по чужому континенту, где из темноты выхватываются совершенно непривычные тебе объекты: то пальмы, то кактусы, то ослы, то козы (почему-то пасущиеся даже ночью!), то пастухи, то какие-то брошенные нетипичные сооружения - тут и мысленно, и в телефонных переговорах со своим Московским штабом сопровождения путешественники благодарили добрых советчиков: в самом деле, дополнительное освещение ночью включалось всегда!

Вообще-то, ночные проезды по чужой, новой, незнакомой местности хотя и не приветствуются, но вынужденно делаются: как бы ты ни планировал предстоящий дневной маршрут, а всё равно - то не успеваешь до искомой точки, то ищешь место для ночёвки, да мало ли что!? В африканской глубинке руководитель проекта Сергей Синельник, кроме всего прочего, пытался и обезопасить команду и технику от нежелательных визитёров тем, что на ночь забирался подальше от селений, от палаток кочевников и бродячих пастухов, потому и заставлял гнать и гнать машины под ночь куда-то в глушь - как тут без хорошего освещения!? Оценить пользу от таких попыток "прятания" сложно, так как местный житель знает свои края как горожанин свою квартиру, потому пастухи, например, часто всё равно появлялись ранним утром возле лагеря и, скорее всего, не потому, что стадо сюда забрело, а из чистого любопытства: "кто это к нам в гости пожаловал!?"

news-object-2820.jpg

"НЕ ПЕЙ ИЗ КОПЫТЦА - КОЗЛЁНОЧКОМ СТАНЕШЬ!"

В длительной экспедиции по Африке для путешественников важно сохранить здоровье и силы для полноценной работы на маршруте: вождение мотовездеходов по 10 часов в день, обслуживание техники - заправки топливом, регулярный осмотр, замеры, подтягивание болтов и гаек, фильтры, протирка, замены масла и т.д. и т.п., а ещё фото- и киносъёмка, связь, зарядка аккумуляторов, уход за аппаратурой, и плюс ко всему, обеспечение быта: готовка еды, покупки еды и воды, отдых, обустройство палаточного лагеря на ночь и т.д. и т.п. Как видно, физические нагрузки на команду серьёзные, а если сюда привнести активное, переполняющее через край, восприятие всего нового в чужом мире Африки, то круглосуточное напряжение ни в какое сравнение не идёт с подобной поездкой по родной стране, и даже не сравнится с участием в многодневных мотосоревнованиях, где задачи "короткие-скоростные", но не "постоянно-текущие" как тут. Как ни старайся, а мотовездеход даёт среднесуточный пробег максимум 250 км, причины тому: бездорожье как таковое, покрышки для бездорожья, съёмка и сами цели экспедиции - минимум ехать по асфальту! Потому на путь в 10 000 км по шести странам команда проекта "Вглубь Африки: ИСПЫТАНИЕ-2015" потратила более 40 суток. Это значит: сорок суток без выходных, без отдыха, без полноценного отдыха и питания! Посчитайте затраты труда по тому же Трудовому кодексу и получится колоссальная нескомпенсированная переработка! - простой человек её просто не выдержит - заболеет и помрёт, а путешественники выдерживают её потому, что обладают колоссальной энергией, которую даёт им высокое чувство романтики, здоровый интерес к тому что там - за горизонтом?! Но раз уж мы заговорили об условиях жизни в мотоэкспедициях по африканской глубинке, то хотя бы вопросы полноценного питания здесь нужно пытаться решать.

Команда братьев Синельников традиционно организует быт в палаточных лагерях на маршруте и лишь изредка останавливается в каких-то гостиницах, когда уже не в мочь от пота и грязи и надо помыться и постираться. Соответственно, в палаточном лагере еду путешественники готовят себе сами, а днём останавливаются в придорожных кафе-закусочных, если они есть. Разница между странами в этом плане, конечно, существенная: более-менее цивильные Марокко и Сенегал, и совершенно "необустроенные" общепитом Мавритания и Мали, cказывается также близость к столицам, к городам, как говорят: "где густо-где пусто!" Сразу скажем, что даже при кажущемся обилии таких закусочных, например, в Марокко, регулярность питания в глубинке обеспечить невозможно. "Кафе" эти, кстати, могут называться и "ресторанами", судя по надписи, где, в эдаком "загончике" под приколоченными фанерой и кусками кровельного железа вместо крыши, вы получите "нечто" в виде блюд. Но бывают и просто замечательные "кафушки", где вполне аккуратно предлагается полноценная горячая еда: мясо, овощи, рыба, хлеб, напитки.

Были и пищевые курьёзы. Случилось как-то нам целый день искать горячую еду - и вроде бы городки проезжаем - не в глуши, видим множество закусочных! - а нигде ничего нет, не готовится, не дымится - что за напасть?! Просим приготовить - отказываются! Что такое?! И только позже удалось выяснить, что это был постный день у мусульман, потому мы никакой горячей еды нигде и не нашли - попостились и сами заодно.

Отношение к местным блюдам и способам их приготовления у разных участников экспедиции разное в зависимости от степени личной брезгливости. Если уж совсем жёстко подходить к чистоте и порядку на их кухнях, то наш санэпиднадзор закрыл бы все эти пищевые заведения вмиг! - но ведь, с другой стороны, люди-то там как-то питаются и живы, и насыщаются, и радуются жизни при всём том антисанитарном (с нашей точки зрения!) состоянии кухонь. Потому правильнее будет сделать вывод, что "не всё так просто в мире этом": и жуткая жара, и мухи, и пылища, и недостаток воды, и отсутствие крепкого алкоголя, для хоть какой-то дезинфекции "антисанитарной" пищи, всё налицо - а люди всё-ж-таки едят, живут и не умирают валом тут же. Потому, когда вам в кафе будут вытирать столик от крошек и стряхивать в ту же корзинку, в которой после этого подадут тёплый хлеб, то не удивляйтесь и не спешите сделать замечание - это они от чистого сердца и уважения! - просто понятие менталитета распространяется не только на вещи духовно-социальные, но и на физически-плотские. Главное, в своей команде не переругаться: один согласен поесть в такой-то забегаловке, а другой - ни за что! Хорошо, что в нынешней команде "Вглубь Африки-2015" путешественники собрались опытные и терпеливые, и для них не поесть полсуток - вообще не проблема!

Отдельный разговор о полноценности сублиматов, раз уж пришлось их брать и иногда по два-три дня сидеть только на них: так было, например, в максимальном углублении в Сахару на территории Мавритании, или в неустроенной общепитом Мали! Очевидно, что без добавления "живой" пищи на одних сублиматах, даже таких качественных как российские "Гала-Гала", сидеть долго нельзя: заметили - работоспособность падает! Появляется некая вялость во всём организме, быстрее накапливается усталость. Для компенсации этих симптомов в экспедиции были большие наборы витаминов и микроэлементов, которые путешественники ели по десятку таблеток в день, но полностью скомпенсировать отсутствие "живой" пищи не получалось.

Сказалось, опять же, отсутствие машины сопровождения на большей части маршрута и малый численный состав команды - четыре и даже три человека! Вечером, когда можно было бы в палаточном лагере отъестся за "сухомяточный" рабочий день, люди настолько измождены, что нет сил готовить полноценную еду, ведь ещё надо устроиться на ночь, а перед этим обслужить мототехнику и перебрать фото-видеоматериалы, передать новости на Большую Землю, зарядить аккумуляторы и т.п. и т.д. И опять сублиматы вместо сытной русской каши с овощами и консервами, а иначе не хватит времени на сон-отдых, ведь припирает вечерняя и утренняя жара: в пустыне просто так не полежишь, не поваляешься для отдыха - его просто не получится, ведь прохлада длится всего-то несколько часов.

news-object-2822.jpg

"МСЬЕ, ЭТО СВЕЖАЙШИЕ ПРОСТЫНИ!"

Искушение остановиться в какой-нибудь местной гостинице, которые и в самой что ни на есть глубокой глубинке Африки громко называются "отелями", лучше постараться преодолевать: нет ничего приятнее своей родной палаточки, своего маленького родного домика, место для которого всегда можно найти. Стремление же непременно останавливаться в "отелях" - это другой вид путешествий, это некая "привязанность" к жёсткому графику движения и обязательным точкам, куда надо прибыть - это некая несвобода, от которой, наоборот, хочется быть свободным. Для экспедиции "Вглубь Африки-2015" только столичные города и ключевые точки маршрута включали в себя гостиницы, но в целом полная автономность команды по топливу и воде на 600-700 км - это обязательная задача, и в ней жильё в палатках в любой глуши само собой разумеющаяся вещь. Но про африканские гостиницы всё-таки нужно сказать пару слов.

То, что в здешнем мире можно и нужно обязательно торговаться - это само собой, только чаще всего оказывалось, что выигрыш мизерный: если будешь переходить от номера к номеру, то получишь такое место, что лучше уж отдать первую цену, ведь хозяин прекрасно знает "подноготную" каждого номера и с процессом торговли непременно связывает ухудшение и предлагаемого "товара". Торговля имеет смысл, если вы берёте на команду, например, весь домик, или все апартаменты в целом. Удивительно другое - что после всей этой торговли окажется, что вам дадут несвежие простыни или не дадут на всех полотенца, или вы не получите полный комплект постельного белья. В ванне вряд ли окажется мыло и шампунь - доставайте своё, а в туалете, бывало, нет бумаги - опять достаёшь своё! Хорошо, что вода бывала!.. Попытки спросить хозяина или дежурного: "Что входит в цену проживания?" ни к чему не приведут, даже знание языка не поможет, и опять тут виноват тот же проклятый менталитет: несвежие простыни тут вовсе не являются признаками некачественного обслуживания, вам будут настойчиво объяснять, что "простыни наисвежайшие". Однажды на простыни были даже пятна крови, но и это не вызвало у портье абсолютно никакой реакции, простыня была заменена на такую же несвежую, только без крови. Что сказать: привыкайте - это Африка. Конечно, это речь идёт не о столичных городских гостиницах - со "звёздочками", а именно о таковых в крохотных поселениях и городках.

И ещё надо быть готовым к тому, что в гостинице ночью будет холоднее или душнее, чем в палатке. Так случилось, к примеру, в горах Атлас, на серпантинах под пиком Тубкаль. Уже в темноте удалось разобрать придорожную надпись, что "гостям предоставляется чудный уютный домашний отдых" - заехали туда, другие варианты уже невозможно было искать. Гостиница действительно была впечатляющей, большой, свободной, на каменном склоне, хозяин просто обалдел от счастья, что к нему не в сезон, и под ночь заявились аж девять русских, которые ещё потребовали и ужин и отдельный гараж для мотовездеходов. Вскоре сюда же прибыла и команда француженок-путешественниц, передвигающихся на машине с целью знакомства с Африкой - во сложился коллектив! А лежанки в номерах в гостинице были сделаны в виде канов, но топить их хозяин естественно не собирался, потому как не сезон, во-первых, лето приближается, а во-вторых, на одну ночь и топить - бред! В итоге команда возлегла на матрасы уложенные, строго говоря, на бетон и некоторые, кто не взял лишних одеял или своих спальников из рюкзаков, не могли согреться до утра - какой уж тут отдых!?

Хорошо, что в экстремальной команде "Вглубь Африки-2015" неприхотливые, привычные ко всему путешественники, для которых внешние телесные неурядицы, такие как эти непротопленные каны - пустяк не достойный внимания!

Или наоборот - жара и духота! Пришедшая ночь в Сахаре после знойного дня в +45°С (в тени!) в замкнутом номере провинциальной гостиницы сразу вам прохлады не принесёт - кондиционера нет. Открывать дверь и окна на улицу нельзя - насекомые съедят! Под потолком висит вентилятор, но такой древний, что при вращении он создаёт какофонию механических звуков чрезвычайной громкости, при которой заснуть невозможно. А выключишь вентилятор - вообще конец! - духота душит! Домик остывает только в 2-3 часа ночи, но едва заснёшь, как в 05-30 вас разбудит первая утренняя молитва муллы - мощные громкоговорители тут везде! - вот и отдохнул, называется! А в палаточке эта же духота быстрее проходит, всё остывает быстрее - потерпишь чуть-чуть и заснул счастливый. А тем более на песке в пустыне: поёрзал-поёрзал и сделал в песке удобное ложе по форме тела - просто курорт!?

Опять же, в маленьких гостиницах или кемпингах нет своего кафе и чтобы перекусить, надо выходить на поиски по улицам или готовить самим - те же проблемы.

news-object-2823.jpg

ВСЁ СВОЁ НОСИ С СОБОЙ - И ИНТЕРНЕТ ТОЖЕ!

Надежды современных людей на разрекламированные айфоны сбываются только в цивилизации, где есть мобильная связь, а если вы забрались в глушь, то какой там айфон?! Хотя, если честно, эта электронная цивилизация упорно пробирается и в самую глубину Сахары. Как опытные путешественники, братья Синельники и участники их команды, отметили, что со времени первых экспедиций в Африку в 2003 году, и даже похода пятилетней давности, именно в эти края (экспедиция "Пешком по Западной Сахаре-2010"), количество вышек мобильной связи выросло многократно, они стоят даже посреди сплошных бескрайних песков - большие автономные (на солнечных батареях) сооружения - тут вам и БиЛайн, и МТС - всё есть! Кстати, на удивление, именно российский БиЛайн оказался в нынешней экспедиции самым востребованным оператором в этой части Африки: подороже, чем на Родине, зато звонишь и работаешь привычно - и родная реклама к тебе придёт, согреет душу… Местные мобильные операторы тут, конечно же, есть и их несколько в каждой стране, но услуги они предоставляют никудышные. Тарифы недельные - нам неудобные! - звонить хорошо только тут в округе, а нам нужны с международными опциями. Какая тут неделя тарифа? - через неделю мы будем где-то в полной глухомани, а пополнить на месяц нельзя - сгорает! Продавцы сим-карт настолько непрофессиональные, что никакой надёжной консультации вам не окажут. Мотались мы как-то по городу искали опытного консультанта по местной связи подключить международные опции - нашли парнишку - все его хвалят в городке: "голова-а-а!" - дали ему запустить купленный местный модем с местной же картой - бесполезно! - и у него не работает как надо, а что делать? - не знает, не помогла и "голова-а-а"!

Когда экспедиция забиралась так глубоко, что уж никаких вышек не видно, то единственной надёжной связью была, конечно, спутниковая. С нами много лет уже работает российская группа компаний "Альфа-ТелеКом" и по советам её экспертов мы взяли с собой два телефона: Иридиум и Турайя. Голосовые сеансы проходили блестяще: штаб, журналисты радиостанции "Репорт-Информ" - наш главный радио-продюсер, и родственники слышали голоса путешественников и спали спокойно: "живы, мол, едут, всё в норме!" А вот с передачей статей и фотографий… это отдельный разговор! Вообще, передача данных на Большую Землю, регулярные репортажи с маршрута - одна из важнейших задач проекта, но задача, надо сказать, экспериментальная. И всё вроде бы хорошо - аппаратура работает! - но передаёшь текст и фотографии в свой Московский штаб, а там не получают! Повторяешь - опять то же самое: у тебя уходит - туда не приходит! Бдения по два часа над спутниковой трубкой посреди пустыни, в ночи, когда все уже спят, и у тебя глаза слипаются - эти дни фотограф-оператор проекта Евгений Штиль теперь вспоминает с неприятием: почему где-то "посреди" линий связи застревали наши сообщения из пустыни - на этот вопрос от Турайи ответа так и не пришло!? Отработанная в Москве схема передачи данных, в пустыне Сахаре, оказалось, не срабатывает - гарантии передачи не было. А счёт всё рос, денежки за несостоявшуюся передачу данных всё равно снимались. К сожалению, более мощный спутниковый комплект для передачи данных экспедиция себе позволить не могла: бюджет не тот!

Трудно уже найти на Земле семью, в которой не было бы мобильного телефона, но удивительно было видеть как в шатре кочевника, в Мавритании, к которому путешественники попали в гости, на жерди, на которой держится весь шатёр, висит мобильный телефончик. Кругом необъятная Сахара, пески, редкие кочки выжженной травки сотни раз уже обглоданной тощими козами и ослами - чем люди живут?! - а "мобильник" есть. Зачем? И хозяин сам объяснил: "Для безопасности и медицины! Если что - я позвоню! - военные, пограничники, или полиция, медики (всё равно кто) приедут!" Как он раньше обеспечивал себе эту безопасность, когда никакой мобильной связи не было? - он, родившийся среди этих песков и живущий здесь всю жизнь, как и его родители жили… - спрашивать такое было неудобно: глобализация пришла и кажется человеку в сахарской глуши, что он более безопасен ныне, чем когда у него не было мобильника - зачем развеивать в бедняке такое заблуждение?

news-object-2824.jpg

"МСЬЕ, КАДУ! МСЬЕ, КАДУ!"

Когда отправляешься в Африку, то приготовься раздавать милостыню везде: в крупных городах, конечно, поменьше и реже, а в глубинке - десятки детей, да и взрослые - подойдут просить подать им! Ответа на эту проблему нет: каждый сам для себя решает - подавать и что, или нет - и как! Некоторые с апломбом успокаивают себя: "всю Африку не накормишь!", но всё равно подают, когда душа того потребует. Другие подают для эдакой игры, чтобы устроить некое представление, как дети бросаются к нему, галдят и толкаются, чтобы всё это снималось на камеру. Третьи ищут какие-то варианты ответов, решают задачу ситуативно.

Проблема ещё в том, что приезжие белые люди, а тем более на такой красочной мототехнике, как мотовездеходы, все уклеенные рекламой, воспринимаются африканцами как непременно богатые люди, которые запросто могут щедро высыпать доллары в руки подбегающих детей. Им и в голову не придёт, что приезжий, даже на такой "богатой" технике, путешественник может быть весьма стеснён в деньгах и если и может подать, то самую малость - ту самую "лепту". Не будет большой беды, если вы ничего не подадите, не купите каких-то безделушек у подбегающей к вам толпе детей, но внимательно смотрите: рядом, у какого-нибудь столба, приютился местный бедняк, который к вам не подходит - по немощи ли, или по обстоятельствам - но ему, как раз, подают сами местные прохожие. Так вот и вы ему обязательно подайте что у вас есть - даже что-нибудь из еды, всё равно. Это обязательно заметят окружающие и к вам будет приличествующее нормальное отношение.

Логика вашего отношения к подаянию совершенно отличается от местной логики (проклятый менталитет!). Её хорошо выразил где-то в глубинке Сахары один местный оригинал. Состоялся такой диалог, итог которого заведёт в тупик белого путешественника:
- Мсье, вам нравится наша страна?
- Yes! - что тут ещё ответить.
- Мсье, вам нравятся эти прекрасные дети? - и указывает на бегающих вокруг детей.
- Конечно! - как можно иначе оценить детей - этих ангелов жизни!?
- Тогда почему вы им не даёте денег?
Тупик! - ответа на этот вопрос в нашем менталитете нет! Попытки философского обоснования своего менталитета, даже со знанием языка, вам не помогут - и не пытайтесь. Если у кого есть другой ответ на эту проблему - напишите! - авторы статьи будут рады.

Но заметьте здесь одну важную вещь: будьте внимательны, чтобы отличить подбегающих за подаянием десятки детей от попытки массового ограбления вас - и такое бывает! Система у них отработана чётко: вас облепляет два десятка просящих "каду!" детей, разного возраста, но среди них есть координатор-заводила! В определённый момент звучит команда "Хватай!" на незнакомом для вас языке и одновременно несколько десятков рук хватают что попадётся - вещи, аппаратуру, залезут в карманы, и т.д.! - и пока вы попытаетесь отбить одного-двух наглецов, остальные мигом разлетаются в стороны с добычей и уносятся прочь: догони ветра в поле! Так вы останетесь без лежащих открыто личных вещей, навесных приборов, бейсболок, каких-то мелочей, которые вам, конечно же, в пути нужны - это массовое организованное ограбление среди бела дня и бороться с ним после случившегося бесполезно: вам не к кому будет апеллировать, даже местная полиция вас не поймёт, ловить детей по селу - смешно! Лучше не допускайте углубления ситуации и уезжайте прочь, если видите и чувствуете ужесточение атмосферы вокруг себя!

news-object-2825.jpg

УНИВЕРСАЛЬНОЕ ЛЕКАРСТВО!

Как и в далёкой сибирской деревушке, так и в забытом сахарском селении - несколько убогих мазанок или шатров посреди бесконечных песков - везде есть больные, старые и немощные люди. И когда приезжаешь туда, то часто бывает, что к тебе обращаются за медицинской помощью. В Сибири-то понятно - спрашивают: есть ли в команде врач? - и врачу будет тут забот осмотреть и подлечить, насколько можно, оставленных вдали от современного комфорта людей. То же самое и в африканской глухомани. Только есть у здешних жителей некое, выразиться бы правильно, наивное убеждение, что все без исключения белые люди крепки и здоровы. Примерами служат реклама в телевизоре и сами приезжающие путешественники, такие крепкие и здоровые (раз уж они сюда доехали!). Кроме того, сидит в туземцах очевидная для них мысль, что все белые потому такие крепкие и здоровые, что у них есть таблетки. Вера в силу лекарств поддерживается, конечно, той же современной рекламой по телевидению, а уж спутниковые тарелки с сотней телеканалов есть уже и в самом дальнем уголке каждой пустыни мира. С этой верой бегут к экспедиционным мотовездеходам люди, завидя издали чудо-технику, с опережением пересекают маршрут, часто за сотни метров. Один раз даже привели под руки слепого старика с твёрдой верой - вылечите его! Ему, видно, сказали, что "там, мол, едут к нам красивые расклеенные машинки", и тот вспомнил пору своей жизни тридцатилетней давности, когда мимо его мазанки пронеслись в пыльном смерче красивые участники гонок Париж-Дакар. И сейчас, уже в слепоте, старик приказал вести его под руки к машинам в надежде исцеления, да и в стремлении прикоснуться в памяти к той поре своей телесной крепости, и всё повторял трогая наши железки: "ралли, пари, дака..." Люди, приведшие слепого, просили помочь с крепкой верой в силу таблеток, круглили пальцами - обрисовывая форму таблетки. Даже беглый осмотр старика показал, что у него катаракта обоих глаз и, будь возможность!, ему вполне можно улучшить зрение на старости лет - сейчас операция по удалению катаракты считается пустяшной. Но разве возможно, если только чудом!, доставить старика из этой песчаной глуши в столицу, в клинику, сделать операцию, вернуть обратно… Оставалось только помолиться за бедняка и пожелать ему - вдруг такое чудо и произойдёт!

Просят таблеток и военные на постах, это уже люди элитарные по сравнению с бедняками затерянными в песках Сахары. Один офицер приподнял гимнастёрку и показал страшную рану на пояснице и следы от операции прямо на позвоночнике - воевал. Выглядел этот несчастный очень плохо: воспалённые, впалые глаза, синюшные покровы, сильная худоба - видно, совсем ему плохо! - а он всё ещё служит: а пост в пустыне, в глуши, в жутких условиях! На вопрос: "Зачем служишь? Ведь после такого ранения нужно комиссоваться?" тот показал на звёздочки на погонах: "Ещё надо одну и тогда - хватит!" Показал пачку диклофенака, которую ему выдали в госпитале, и рецепт на вторую. Просил дать таблеток. Выдали анальгин - что ещё можно дать такому серьёзно больному человеку?

Просили таблеток и в семействе мавров, у которых участники команды "Вглубь Африки-2015" были в гостях в шатре. Прозябает та семья вблизи линии железной дороги Зуерат-Нуадибу - гордости мавританской экономики, а вдоль рельсов, а иногда и прямо по ним, проезжали экспедиционные мотовездеходы - экспериментировали. Само приглашение в гости хозяином, которого звали Ади, было с двумя целями - любопытство, познакомиться, но главное - попросить таблеток.

В шатре, на песке были набросаны тоненькие самотканые и самошитые циновки вперемешку с небольшими подушками, сбоку лежала старенькая мать, жалуясь (лёжа на твёрдой поверхности!) на боли в суставах и на зубы. Тут же ползала чудная девочка, которой было 11 месяцев, а в углу колдовала над чаем и газовой горелкой красавица-жена хозяина в изумительной чистоты синем одеянии. Счастье сияло в улыбках людей, не верилось даже, что вокруг голая пустыня без каких-либо привычных глазу русского человека деревьев, леса, реки, растений, что только скромное стадо из пяти верблюдов, десяти коз и осла кормит это семейство, а воду им, и скоту, привозят на грузовике и держится она в огромном плоском мешке распластанном на песке. Когда слышишь жалобы из брошенных русских деревень, где доживают свой век забытые старики - сердце сжимается! - но там хоть зелень есть, хоть огородик с картошечкой да с укропчиком, а тут-то что? - песок и пыль. Как тут не подумаешь, что уж нашим-то грех жаловаться, когда здесь в Сахаре такое деется!..

Выдали гостеприимному Ади также пачку анальгина, он просил ещё, показывая и на свои чёрные истончённые зубы - болят! - морщится. Такие чёрные зубы показывают многие жители здешних краёв, да и как же им не быть, когда укрепился в местной традиции весьма странный обычай пить наисладчайший, до густоты, что и не растворить даже, зелёный чай. И греют над газом на грани кипения этот чай и переливают его из стакана в стакан, пытаясь растворить пять кусочков сахара в ста граммах горячей воды. Осталась эта традиция сверхсладкого чая от древних времён, да только в те эпохи сахар был другой: то был сырец, да скорее всего и солодовый, который не только зубы и здоровье не портит, а наоборот, полезен для организма. Вот нынешние африканские пустынники и следуют той древности, но загружают в чай современный никудышный рафинированный искусственный сахар: в день они выпивают, как рассказывал один марроканец, и по семь стаканчиков этой "сладости", 35 кусочков сахара! - какие уж тут будут зубы!? - ясно: чёрные, истончённые.

Рассказываешь хозяину шатра почему у него такие зубы - не понимает! - деды его пили и прадеды тоже и жили же. Что можно посоветовать, когда от зубов уже чуть толще ниточки остатки остались - разве что витамины поглощать, да только где ж он их возьмёт!? По идее, государство должно силой выдавать жителям своих провинций витамины, да ещё как-то бы поменять традицию закачивать в себя суперсладкий чай с вредным промышленным сахаром.

Именно после того гостевания в семье пустынника и появилась мысль: и в самом деле, лучше раздавать местным жителям, да и просящим милостыню детям, витамины - много у нас в походной аптечке этого добра, витамины разные, всех групп, и микроэлементы есть. Тут и польза реальная будет, да и детям сладость и вкус. Советуем всем экспедициям, кто поедет по африканской глубинке, воспользоваться этим советом: берите с собой побольше витаминов, а для детей такие большие таблетища - "аскорбинку" - самый лучший подарок!

news-object-2826.jpg

"КАКОЕ МЕСТО МЫ ЗАЙМЁМ В ГОНКЕ ПАРИЖ-ДАКАР?"

С этим вопросом и отправились в путь участники экспедиции "Вглубь Африки: ИСПЫТАНИЕ-2015". Правда, так он звучит в ироническом исполнении, но суть верна: в процессе разработки проекта Оргкомитет и руководитель его Сергей Синельник сразу запланировали прогнать мотовездеходы CFMOTO Z8 по трассам гонок Париж-Дакар прежних лет - 80-90-х годов, которые как раз происходили в этих же странах: по бездорожью Марокко, Западной Сахары, Мавритании. Стояла задача, используя карты раллийных этапов, выйти на те же маршруты, по которым гнали свои супер-подготовленные машины и мотоциклы опытные гонщики разных стран. Во-первых, просто поглядеть - что это за маршруты, которые предлагались мастерам-пилотам "Дакара": какие там ландшафты, поверхности, возможности выбора конкретной нитки движения, ориентиры, основные препятствия и сложности. А во-вторых, конечно же, на своей максимальной скорости и при своём умении попытаться как можно быстрее пройти эти же участки этапов знаменитых ралли.

То что мы проиграем в этом заочном историческом споре - было очевидно, так как наши мотовездеходы подготовлены как чисто экспедиционные: на длительное, спокойное, упорное движение. И кроме того, они капитально перегружены: во время подготовки в Москве, ещё до старта, инженер-механик проекта Сергей Муравицкий мучился дилеммами: найти более-менее гарантированное соотношение между возможностями мотовездеходов взять тот или иной вес с собой, в котором нужно предусмотреть максимум запчастей плюс воды-еды-топлива, для максимальной автономности и способности самостоятельного ремонта в дикой глуши в случае кардинальной поломки тех или иных узлов или деталей. Были проведены многочисленные консультации с владельцами таких же Z8 в Москве и Подмосковье, с теми пилотами, которые регулярно гоняют на них, и с ремонтниками-мастерами, кто восстанавливает технику после этих "покатушек": что ломается чаще всего, что ломается первым, какие узлы слабее всего!? В результате получился такой длинный список запчастей, что взять всё с собой было абсолютно нереально даже в случае выхода в путь и трёх аппаратов, а не то что двух. Сокращение этого первого списка было мучительным и долгим, список уменьшался, но не намного. В итоге, на старт вышли с капитальными запасами всякого железа по 50 кг на каждый квадрик, это без учёта запасных покрышек и дисков! Машины просели серьёзно, хотя амортизаторы мастер Муравицкий отрегулировал на максимальную высоту: в спокойном состоянии просвет от защиты днища Storm (сразу скажем: без неё в Африке "труба"!) до грунта был всего 25 см! Какие уж тут гонки по "дакаровским" трассам?!

Сразу скажем, оглядываясь на финише назад: если б мы знали, что из этого умопомрачительного списка запчастей не просто какая-то часть, а целых 90% не понадобится, то как бы мы "летали" по Африке! Э-э-х! Не зря народная мудрость гласит: "Знал бы где упасть - соломки бы подстелил!" Но вперёд не заглянешь, машины времени в мире нет, и только смотрится как-то необычно, что все эти запчасти прибыли обратно домой - свозили мы их в Африку, покатали по пустыням, по тамошним весям… Зато прилично понагружали подвеску мотовездеходов, зато оценили возможности маневрирования аппаратов с высоким положением общего центра тяжести (на тех же жутких горных серпантинах!), зато выкраивали из тесноты багажного пространства какие-то уголочки для еды, воды и одежды, экспедиционных мелочей для экипажей. Вот вам и опыт, вот вам и техника! Знали бы мы, что эти CFMOTO Z8 и после десяти тысяч африканских километров хоть сейчас готовы в дальнейший путь на столько же км, то автономность экспедиции была бы 1000 км - во были бы возможности освоения глубинки Сахары! Но, во-первых, для приобретения такого ценного опыта и проводятся такие испытательные экспедиции, а во-вторых, сказалась тщательная, если не сказать, ювелирная предстартовая подготовка техники и регулярное ежедневное (если не ежечасное!) обслуживание на маршруте - это всё слагаемые мастерства инженера-механика Сергея Муравицкого. На все технические подробности журнальных площадей не хватит: читайте официальный сайт экспедиции sinelniki.ru - интернет на подспорье журналу.

Ну, а раз уж мы начали эту главу о гонках экспедиции "Вглубь Африки-2015" по бывшим трассам ралли Париж-Дакар, а были пройдены три участка, то интересно же узнать - что получилось в сравнении с результатами супер-пилотов тех лет? Пожалуйста! - если даже брать не победителей, а конец первой десятки, то наше время оказалось в ДВА раза хуже! Как вы поняли из предыдущего описания - это не удивительно! Но зато впечатления от этих заочных исторических перегонов с "Дакаром" неописуемы - и все труды стоят того!

news-object-2827.jpg

ЕЩЁ РАЗ О ЖЕЛЕЗЕ

Участники экспедиции "Вглубь Африки: ИСПЫТАНИЕ-2015" получили мотовездеходы CFMOTO Z8 EFI с завода необкатанными, с заправленным обкаточным маслом, которое инженер-механик Сергей Муравицкий решил оставить до первой замены. Вообще, рекомендованные заводом-изготовителем первые 750 км обкатки приходились на более-менее приличные дорожные условия на севере Марокко, а режим обкатки довольно строго соблюдался, так как можно сказать аппараты с самого начала получили квалифицированное использование и обслуживание.

Взяли с собой самое лучшее масло и жидкости - помог MOTUL. После обкатки первая замена масла была после 2800 км - в Марокко. Повезло с местом замены: нашли заброшенный автосервис с ямой и даже с ёмкостью для сбора отработанного масла. Следующие замены были после 3000 км - в Мавритании и в Кот-д'Ивуар. В этой последней на маршруте стране замену Муравицкий вспоминает с дрожью: начал он до рассвета, чтобы урвать уходящую ночную прохладу, первые 30 минут было нормально, но после восхода солнца его атаковали мириады мух, мошек и комаров, а куда от них спрячешься лёжа под машиной - вокруг тропические джунгли! Терпи!

На всякий случай заменили масло и в редукторах. А вот промывка воздушных многоразовых фильтров была через каждые 1500 км, от штатных же фильтров отказались.

Единственное, что менялось регулярно, несколько раз - это втулки рычагов задней подвески: с собой их взяли приличный такой мешочек, чтобы уж не жалеть, не экономить.

Удивительно, что не понадобились совсем запасные тормозные колодки - опять же, зачем везли!? - по бездорожью нажимать на тормоз, чаще всего, не нужно было: и так аппарат вязнет, упирается, сбросишь газ - сам встанет.
На 10 тысяч африканских километров пришлось всего три прокола покрышек, притом два - в Мавритании на трассе железной дороги Зуерат-Нуадибу до станции Шум. Там команда попыталась для лучшей проходимости подниматься на самую насыпь и ехать прямо по шпалам, а то и по рельсам: думали уменьшить расход топлива, обходили вязкие песочные участки. Но в итоге именно на насыпи "поймали" пару раз торчащие железяки, и один раз - приличную - разрез был 5 см, самим не заклеить! Запасок было по три на каждый мотовездеход - доехали до экзотического "автосервиса" в городке Атар. Местный умелец заделал дырку и запросил астрономическую сумму в 35 евро как в центре Парижа. Торговался сам Сергей Муравицкий как мастер с мастером - сумма сразу упала на 4/5, но заплатка из каблука прошла ещё 2000 км - и то спасибо!

Случалось в скачках по каменистым ландшафтам отходили клеммы в электросистеме: подтянули - побежали дальше! Поменяли разок свечи - и то ради профилактики, на всякий случай. То же самое один раз поменяли высоковольтник: показалось, что, вроде бы, он плохо держит напряжение!..
Особый интерес инженера-механика был к вариатору мотовездехода - узел ответственный, сложный и незаменимый. Взяли с собой, конечно же, новый ремень - что ещё можно заменить в походных условиях? Фильтрами-то охлаждения вариаторов занимались регулярно - это понятно, но после 5000 км Сергей Муравицкий не выдержал и взялся серьёзно за этот узел: он планировал оценить износ, почистить внутренности от накопившейся пыли и заменить ремень. Целой эпопеей стала полная разгрузка багги и снятие крышки мотора и вариатора: каково же было изумление мастера, когда он увидел шкив и ремень вариатора в идеальном состоянии, минимальный износ и весьма незначительное накопление пыли - менять ничего не нужно было, а после промывки вполне можно было ехать дальше на следующие 10 тысяч км. Второй вариатор Муравицкий даже и не стал разбирать - всё было ясно и так - тот мотовездеход ехал почти всё время впереди и на него поменьше попадало пыли.

Замечено было, что штатные гнезда для прикуривателя работают только при заведённом двигателе - для экспедиции это не подходило! - поэтому ещё до старта были сделаны дополнительные гнёзда с постоянным подключением к аккумулятору, так как в пути, даже когда машина стоит и мотор заглушен, постоянно питаются и заряжаются аккумуляторы для видео-камер on-line и для радио-гарнитур. Мы использовали комплекты марки SENA: в них, при десятке самых разных функций вплоть до управления через мобильный телефон, по делу нам нужна была только двухсторонняя связь между кабинами в наушниках шлемов - ею и пользовались.

news-object-2828.jpg

МОЖНО ЛИ ЕХАТЬ ДАЛЬШЕ?

Уж так устроен человек, когда он достиг чего-то, то думает уже о следующем этапе своей жизни, своего пути, а уж путешественники и подавно: братья-близнецы Синельники - Сергей и Александр, как и участники их команды, будь их воля, не уходили бы с маршрута. Потому во время хода экспедиции "Вглубь Африки: ИСПЫТАНИЕ-2015" оценивались возможности дальнейшего использования мотовездеходов CFMOTO для трансглобальных проектов. И в планах команды зреет, ни много ни мало, а кругосветка на этих аппаратах, в том числе и по заполярным маршрутам. Есть уже умельцы, кто делает для этой техники закрытые тёплые кабины, так что холод - не помеха. В закрытой кабине другая проблема - значительно возрастает шум для пилота, который и так весьма значителен на этой технике. Есть ли опыт хорошей звукоизоляции мотовездеходов - умельцы, отзовитесь!

Если отказаться от машины сопровождения, то для дальних проектов, даже такого уровня, как нынешний африканский, не помешают прицепы. Как ведёт себя мотовездеход на экстремальном маршруте с нагруженным прицепом - это задача следующих испытаний команды Фонда Кругосветных экспедиций.

Ну, а самое интересное - это, кстати, мечта Сергея и Александра Синельников - это дальние путешествия вместе с семьёй, с детьми. Какая техника справится с такой колоссальной целью - вот вопрос: ведь, что ни говори, а для матери с детьми нужен какой-то комфорт. Предполагается, что для детей будет организовано дистанционное обучение в пути, ну, а вопросы питания, отдыха, гигиены и безопасности - это, уж, само собой! Работа ведётся, поиски идут, но серьёзного опыта такого рода пока в мире нет. Так за чем же дело стало?!

news-object-2829.jpg


КТО С НАМИ В ПУТИ ПО ПЛАНЕТЕ:

news-object-2830.jpg
news-object-2831.jpg
news-object-2832.jpg
news-object-2833.jpg










Продолжается производство видео-роликов и документальных фильмов о нынешней экспедиции.
С нами:

ТЕЛЕВИЗИОННАЯ СЕТЬ RT — Russia Today
- это три круглосуточных информационных телеканала, вещающие из Москвы более чем в 100 странах мира на многих языках!

КАНАЛ «Телепутешествия» – это самостоятельное путешествие со сложным маршрутом и нетрадиционные виды туризма.

Информационное агентство "Репорт-Информ" - поставщик радио-контента более чем на 100 радиостанций всей России!

Канал Teletravel HD - познавательный, вдохновляющий, яркий! – источник значимой, увлекательной информации о многообразии форм и образов жизни людей и мира дикой природы

news-object-2834.jpg


ИДЁМ ПО ПЛАНЕТЕ ВМЕСТЕ!!!

 


« К списку новостей

©® «Братья Синельники», разработка сайта - Vinchi Group
Оформление и программирование Ильи

Экстремальный портал VVV.RU