Дома не только родные стены помогают, но и пограничники!
19.07.2022
Позади испытания экипажа и лодии нелюдимыми Алеутскими островами - это граница Берингова моря и открытого Тихого океана - казалось, что это будет бесконечно! Цепочка вулканических выступов в мареве, чаще всего, в туманной дали, цепочка длиной почти в 1000 миль, "с улыбкой" испытывала отважный дуэт мореходов и саму лодию ПИЛИГРИМ зная, что никуда они от этой цепочки не денутся, и через двое-трое суток плавания опять пристанут к тому или иному клочку суши, и всё начнётся сначала.
Томило ожидание: когда же покажется самый последний алеутский остров - Атту!? Ожидание закончилось, когда он действительно 8 июля 2022, после полудня, показался, но тут же атмосфера плавания сменилась ещё большим волнением: ведь, впереди лежал самый сложный, наисложнейший, с момента старта ПИЛИГРИМа в Кругосветку, участок маршрута: возвращение в родные воды, домой!
Но не только психологически нарастало напряжение, но и в реальности, физически, участок от крайней американской точки до Линии перемены дат - середины между Америкой и Россией - и далее до первой на пути родной земли - Командорских островов - это для отчаянной старинной лодии стало почище целой Атлантики - предыдущего рекорда. Там, тогда - в 2019-м - были пассаты от Кабо Верде до Мартиники, а тут непредсказуемые воды, ветра, волны, осадки, явления - вся метеорология словно специально взялась напоследок как следует испытать экипаж и судно.
Хорошо, что к этим природным испытаниям не присоединились американские пограничники: у них удивительно удобно организован порядок выхода из территориальных вод: по звонку, по телефону, уведомил - и прощай! Не то что вход в родные российские: этого момента и экипаж, да и весь Морской клуб "Пилигрим", ожидал с ужасом: такие невообразимые требования для своего, родного, судна под родным российским флагом! - никто не знает зачем такое, к чему, что это даёт!? - да, ничего! - тем более, для такого уникального помора, плавучего музея, как деревянный ПИЛИГРИМ в Кругосветке. Уходили легко - возвращались жёстко! Прошло 5 лет! - с 2017-го - может, за эти годы законы изменились?!...
…как и все предыдущие алеутские острова, так и Атту - это всхолмлённая подушка из густой тундровой растительности, по которой толком не походишь, не побродишь, не посмотришь. Да и достопримечательности те же - красивейшая природа - а человеческие дела замерли здесь после окончания "холодной войны": остался аэродром - на всякий случай! - и то: только одна полоса, и к ней пара строений. Но уверенность, что всё тут "простреливается" видеокамерами слежения, всё просматривается и контролируется дистанционно, нас не оставляла: американцы на это мастаки! Ну, да нам скрывать нечего: нам домой бы в Россию-матушку! - набрали водички и давай ждать своей погоды: "окошка" от Алеут до Командор.
Зато чего стоят только названия здешних мест стоянки "Пилигрима": бросили якорь в "Военно-Морской бухте" - именно так на их карте значится! - в заливе "Страшной Резни" рядом с "Точкой Убийства" - и только так. Это странное, но красноречивое название осталось со времён попытки оккупации Алеутских островов японскими милитаристами во Вторую Мировую войну. И чего им дались Алеуты - ума не приложу! видимо, аппетиты так разыгрались! - но самураи приплыли всем скопом, в неурочное время, и перерезали всю стражу на острове Атту. Потом, когда в 1945 году Советский Союз разобрался на суше с Японией, их, конечно, американцы на морских путях повыгоняли домой, но память от тех зверств осталась в названии бухты на острове Атту.
Сколько можно играть в "кошки-мышки"!?
Плавание по цепочке Алеутских островов было игрой в "кошки-мышки" с погодой - бесконечной игрой - и только родные российские воды должны были оборвать эту надоевшую уже игру, в которой ты совершенно несвободен: когда идти и куда идти! - и только стремишься в одном: "лишь бы успеть в окошко погоды, лишь бы не опоздать! когда резервов сил и возможностей лодии будет уже недостаточно для контролируемого движения". Надоела эта игра.
И вот он - последний американский остров - Атту - и последние 650 миль до столицы Камчатского края: из них до русских Командорских островов - до посёлка Никольское - 325, и столько же - до Петропавловска-Камчатского; - всех-то удовольствий на недельку, если бы только это была не старинная поморская лодия, а современная яхта, которая может ходить против ветра… Но "Пилигрим" не умеет ходить против ветра.
Какой сегодня день? Дата и день недели…
Первые слова, которые произнесли наши мореходы, когда "Пилигрим" вошёл в бухту Никольского острова Беринга и первые люди приветствовали его, а была ночь, темень - были: "А какой сегодня день недели? Какое число?" Поясняем.
Линия перемены дат - это не шутка, а реальность мореходства в этом районе Тихого океана, и существует в двух видах: на географическом 180-м меридиане и введённая международными договорами; вот, настоящую наши путешественники пересекли 30 июня 2022 рано-рано утром в 05:30 местного времени. Из-за этого местного времени и весь сыр-бор, а именно местное время использует для жизни на "Пилигриме" капитан Сергей Синельник, но, ведь, гринвичское-то время в этих краях использовать для жизни могут только идиоты.
Так вот, дату менять - плюс одни сутки! - капитан не стал ни на географическом 180-м меридиане, который проходит мимо островов Семисопочный и Амчитка, ни на договорном 170-м. Потому и первый вопрос задал местным жителям в бухте Никольского - первой российской земле - немного странный, конечно: "Какой сегодня день недели? Какое число?" Ответ местных обычно удивляет мореходов, когда слышишь что день недели - следующий за тем, что ты считал вчера! - да, и в Судовом бортжурнале надо записывать сразу следующий день недели - к такому не привыкнешь: не каждый же день пересекаешь Линию перемены дат с востока на запад.
А на острове Беринга первым кто встретил "Пилигрим", и кто, собственно, организовал эту ночную навигацию на входе в бухту - в Никольский рейд, иначе вряд ли бы была возможной, в нормальном виде, следующая история нашего славного судна - знаменитый яхтсмен и художник Сергей Пасенюк, который живёт здесь на Беринга, в Никольском. Здешний рейд совсем не предназначен для ночного входа - тем более, для таких винтажных судов как деревянный "Пилигрим". А так: всё прошло почти штатно - вошли, встали в угол рейда, у самостроенного пирса - ждать утра, передохнуть, и встретиться наконец-то с российскими пограничниками… А это - отдельная песня.
Стоянка на острове Беринга стала продолжением той самой игры в "кошки-мышки" с погодой, которая началась на первом Алеутском острове - Унимак - это ещё до Уналашки. И виной этому продолжению игры стали, как это ни странно, именно российские пограничники, которые встретили наших путешественников не "хлебом-солью", а неким "профессиональным" подходом ко вновь прибывшим. А славный "Пилигрим" у них считался, почему-то, именно "вновь прибывшим", хотя это судно под российским флагом вышло из России, из Санкт-Петербурга и вернулось в родные воды на Камчатке, пройдя 230 градусов из 360-ти: всё Западное полушарие и ещё "кусочек" Восточного - но, нет! - у пограничников своё видение Кругосветной экспедиции. В итоге, наш экипаж - геройский дуэт: капитана и старпома - на берег даже не выпустили! Состав дружины "Пилигрима" пополнил наш знакомый Сергей Пасенюк. Погода зарядила опять игру в "кошки-мышки", и утром 16 июля 2022 пришлось включаться на итоговые 320 миль уже до основательного порта - Петропавловска-Камчатского. Вперёд, под защитой ПСКР "Волга"!
С утра 17 июля после первой ночи в океане после Командор всё шло любо-дорого: выход на итоговый участок этого тяжелейшего перехода, ожидание искомой Авачинской губы грело душу, готовило счастливое сознание, что большое, огромное дело близится к завершению, что все живы-здоровы, что лодия жива и, надеемся, здорова тоже, что скоро будет тёплый отдых, баня и отоспаться, отоспаться…
Но не тут-то было! Примерно на траверсе Кроноцкого полуострова (на расстоянии около 50 миль от мыса Ольга) Тихий океан "выложил на стол серьёзные козыри": ветер не просто сменился на противный, а так задул на северо-восток, вдоль линии побережья, что ни о каком направлении хода на Авачинскую губу для "Пилигрима" и речи быть не могло.
"Пилигрима" понесло на северо-восток, и неизвестно чем бы закончилось это резкое изменение направления ветра и его силы, если бы не боевой корабль Береговой охраны Камчатского погрануправления ПСКР (Пограничный сторожевой корабль России) 183 "Волга", который от самого острова Беринга сопровождал славную лодию и готов был в любую минуту прийти на помощь. И такой момент настал.
Буксировка "Пилигрима" - уникальная операция!
Командир "Волги" Алексей Меженский готов был дать команду буксировать старинную лодию с любого момента на протяжении 320-мильного маршрута от острова Беринга до столицы Камчатского края. Но на первой части этого отрезка всё шло более-менее и "Пилигрим" сам справлялся с Тихим океаном в попутных ветрах. Сложнее было экипажу ПСКРа: идти со скоростью 4 узла для 70-метрового ледокола - это нагрузочка та ещё!, но если на свободном ходу прибавить всегда можно, то на буксировке невозможно идти быстрее.
И после полудня 17 июля на траверсе полуострова Кроноцкого произошло поистине историческое событие: впервые в мировой практике боевой корабль взял на буксир деревянное парусное судно старинного типа длиной 13,5 метров! Такая операция невозможна в других странах (местах) по двум причинам: нигде более нет такой лодии как "Пилигрим" - т. е. такого типа, и второе: в подавляющем большинстве стран мира боевому кораблю запрещено (!) буксировать деревянные парусные суда такого класса. Ответ исчерпывающ, но и для любителей медиа очевидно: в новостных и других текстовых источниках ни в одном поисковике вы такого случая не найдёте, - ну, на том и порешили.
Буксировку капитан лодии Сергей Синельник обдумывал заранее и весьма тщательно: проводил консультации, читал источники, моделировал ситуации. Варианты были, живое состояние показало как поступить: заведённые буксировочные концы минимально корёжили корпус лодии и минимально возможная скорость против ветра и волн. Так почти 190 миль до входа в Авачинскую губу ПСКР "Волга" буксировал "Пилигрима" - обошлось. Попадание морской воды внутрь корпуса лодии усиливалось как и ожидалось, но контролировалось, помпы не выключались! и таким образом сделан вывод: уникальная буксировка, впервые в мировой практике, прошла успешно! Но более, второй раз - не хотелось бы такого повторять. Это экстраординарная ситуация, нештатная.
Так, 18 июля 2022 примерно в 16:10 местного времени старинная поморская лодия "Пилигрим" вошла в Авачинскую губу полуострова Камчатка на буксире ПСКР 183 "Волга". Буксировочные концы были отброшены в некой официальной "зоне ожидания" на траверзе мыса Маячного, куда лодию зачем-то загнали береговые службы - они даже не потрудились поинтересоваться: какое судно принимают? - уж, не железного рыбака или стального сухогруза: для деревянного парусника стоянка здесь - не на ходу, на открытой акватории! - это дополнительная опасность: удивительное равнодушие. И кое как, нарисовав странный зигзаг своего хода, славный "Пилигрим" пошёл своим ходом в порт Петропавловска-Камчатского. Мощное входное течение подхватило деревянного смельчака и навигаторы показали скорость в 7-8 узлов относительно суши.
Подошло время пограничного и таможенного контроля в порту - и тут такое началось!!!
Но это - отдельная "песня!" ...
Какие чувства их охватили могут рассказать только они сами и не на страницах интернета, а только в живой беседе. Морской клуб "Пилигрим" организует выставки и встречи с болельщиками и зрителями - на них всё и услышите.
Как вы знаете, третьим в составе дружины "Пилигрима" кто привёл лодию в Петропавловск-Камчатский, был яхтсмен, художник Сергей Пасенюк, и его свежесть состояния и громадный морской опыт так помогли уставшей двойке! Кто знает как бы они себя чувствовали, если бы не состоялось это счастливое пополнение экипажа на острове Беринга?!
Планы просты: славную лодию надо поднять на сушу и оценить износ и поломки, которые произошли на этом суровом участке Кругосветки в 2200 миль от Аляски до Камчатки, и только тогда решить вопрос о том или ином продолжении плавания.
Но работа Берегового штаба Кругосветки и экипажа судна не прекращается! Рассматриваются все возможные планы: и плавания, и выставки, и родственные проекты.