14.10.2019

 

НовостиПроектыСтатьиФотоСсылкиКонтакты English version

Главная ВСЕ НОВОСТИ С МАРШРУТА...ALL NEWS from ROUTE...

ВСЕ НОВОСТИ С МАРШРУТА...ALL NEWS from ROUTE...

« К списку новостей

Древнеславянская ладья РУСИЧ пойдёт в Индию маршрутом через Чёрное, Средиземное и Красное моря, и далее Индийским океаном!

 

20.07.2010

 

Древнеславянская ладья РУСИЧ пойдёт в Индию маршрутом через Чёрное, Средиземное и Красное моря, и далее Индийским океаном! Такое решение приняла команда экспедиции за месяц до старта.
news-object-948.jpg

Плавание посвящено великому русскому первопроходцу Афанасию Никитину, который первым из европейцев достиг Индии в 15 веке. Ранее команда рассматривала два варианта маршрута: через Иран, с перевозкой ладьи посуху, и с выходом в Чёрное море из Волги. И вот долгие споры дали результат! За это время численность команды также выросла: число желающих растёт, а у ладьи РУСИЧ есть предел:

Этот предел в количестве участников экспедиции объясняется двумя главными факторами:

1. Число комфортных спальных мест на древнеславянской ладье - 11 (одиннадцать); В настоящее время предел комфорта достигнут, а люди ещё просятся и просятся! Принято решение: новые желающие могут подлетать на маршрут в промежуточных точках захода ладьи, когда кто-то будет сходить с дистанции! Эти промежуточные точки захода корабля пока точно не установлены, но порты максимальной вероятности, конечно же, есть: это Стамбул, Анталия, Кипр, Александрия, Хургада, Ходейда (столица Сана, Йемен), далее, скорее всего, уже Индия.

2. Количество спасательных средств на ладье тоже только 11 (одиннадцать). Это стандартные спасательные плоты. В связи с неплановым наплывом желающих идти со старта, капитан ладьи Сергей Синельник принял решение дополнительно оснастить корабль ещё одним плотом.

news-object-947.jpg

Итак, по числу участников экспедиции посвящённой великому русскому землепроходцу Афанасию Никитину всё ясно, а вот по дате старта пока идут согласования! Точная дата старта будет объявлена в самые ближайшие дни!

Место старта также определено пока примерно: есть несколько реальных предложений от нескольких городов по стартовому участку маршрута. Наиболее вероятно, что старт экспедиции будет в городе-герое Волгограде!!! Повезёт же волгоградцам!

Обсуждение, подготовка, работа продолжаются: по всем вопросам пишите по электронной почте, не тяните: fond-krugosvet@mail.ru

Идём в море вместе!

news-object-946.jpg


Вспоминаем предыдущее большое плавание РУСИЧа:
news-object-949.jpg


ПРИЛОЖЕНИЕ:

Разные историки по разному трактуют биографию Афанасия Никитина


Никитин, Афанасий,
русский купец из Твери (во времена СССР -город Калинин) и путешественник по Азии, умер не доходя до Смоленска, возвращаясь из Индии, в конце 1472 г. или в начале 1473 г. В 1466-1472 гг., накануне эпохи Великих географических открытий, он предпринял замечательные путешествия с торговыми целями в страны Ближнего Востока и в Индию. С подобными целями, а также в паломничествах к святым местам Переднюю Азию посетило до него большое число русских.

Ко времени Никитина существовал лишь один безопасный путь по суше из Европы к богатым странам Азии -через Россию и Каспийское море. Никитин последовал по этому пути. Несомненно, что кроме торговых интересов им руководило желание познакомиться с дальними странами. Из Твери он поплыл вниз по Волге, затем направился в Дербент и Баку ва Каспийском море и оттуда на корабле в Чапакчур на персидском побережье. Через Сари, мимо горы Демавенд, через Кашан и йезд он достиг города Бендер-Аббаса и гавани Ормуз (Хормуз), откуда на корабле добрался до Маската (Аравия), а затем до Диу и Камбея в Индии. Наряду с Никколо де Конти (см.) Никитин был первым известным по имени европейцем, который побывал во внутренней Индии. Он проник до Бидара на Декане (к северо-западу от Хайдар-Абада), где находился, вероятно, с конце 1469 до весны 1470 г. В обратный путь Никитин отправился с Малабарского побережья через Ормуз, Прошёл по Персии до Трапезунда (Трабзон) и там сел на судно до Кафы (теперь Феодосия) в Крыму. Поднявшись вверх по Днепру, он не смог добраться до Смоленска, по пути путешественника, ослабевшего, видимо, от больших лишений, настигла смерть.

Никитин оставил после себя описание путешествия в дневниковой форме (правда, без указания дат), которое является одним из самых замечательных старинных отчётов о путешествиях. Этим он резко отличается от других торговцев и купцов, путешествовавших в дальние страны (Ибн-Баттута, Копти и другие описали свои приключения лишь по приказу властителей. Марко Поло - вследствие вынужденной бездеятельности в военном плену). Отчёт Никитина обрывается на его приезде в Кафу. Хожение Афанасия Никитина за три моря было вскоре внесено в русскую летопись. В 1853 г. опубликовано в Полном собрании русских летописей, т. 6; нов. изд. Хожение ва три моря Афанасия Никитина. 1466—1472. М., 1960, и др.

(Из книги 300 путешественников и исследователей. Биографический словарь, Изд. Мысль, М. 1966.)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2:

НИКИТИН, АФАНАСИЙ (??? - умер в 1475 г. ?) — тверской купец, путешественник, первым из европейцев посетивший в Индию (за четверть века до открытия пути в эту страну Васко да Гамой), автор знаменитой книги "Хожения за три моря".


Год рождения Афанасия Никитина неизвестен. Крайне скудны и сведения о том, что заставило этого купца предпринять в конце 1460-х в рискованное и длительное путешествие на Восток, в сторону трех морей: Каспийского, Аравийского и Черного. Его он описал в своих заметках, озаглавленных "Хожение за три моря".

Точная дата начала путешествия также не известна. В 19 в. И.И.Срезневский датировал его 1466-1472, современные российские историки (В.Б.Перхавко, Л.С.Семёнов) полагают точной дату 1468-1474. Согласно их данным, караван из нескольких судов, объединивший русских торговцев, отправился из Твери по Волге летом 1468. Бывалый купец Никитин до этого не раз посещал дальние страны — Византию, Молдавию, Литву, Крым — и благополучно возвращался домой с заморским товаром. Данное путешествие также началось гладко: Афанасий получил грамоту от Великого князя Тверского Михаила Борисовича, собираясь развернуть широкую торговлю в районе современной Астрахани (некоторым историкам это сообщение дало основание видеть в тверском купце тайного дипломата, лазутчика тверского князя, однако документальных подтверждений тому нет).

В Нижнем Новгороде Никитин должен был в целях безопасности присоединиться к русскому посольству Василия Папина, но тот уже ушел на юг, и торговый караван его не застал. Дождавшись возвращения из Москвы татарского посла Ширвана Хасан-бека, Никитин с ним и с другими купцами отправился в путь на две недели позже намеченного. Под самой Астраханью караван из посольского и купеческих судов ограбили местные разбойники — астраханские татары, не посчитавшись, что на одном из кораблей плыл "свой" и к тому же посол. Они отняли у купцов весь товар, закупленный в кредит: возвращение на Русь без товара и без денег грозило долговой ямой. Товарищи Афанасия и он сам, по его словам, "заплакав, да разошлися кои куды: у кого что есть на Руси, и тот пошел на Русь; а кой должен, а тот пошёл, куды его очи понесли".
Желание поправить дела с помощью посреднической торговли погнало Никитина дальше на юг. Через Дербент и Баку он попал в Персию, пересек ее от Чапакура на южном побережье Каспия до Ормуза на берегу Персидского залива и по Индийскому океану к 1471 году доплыл до Индии. Там он провел целых три года, посетив Бидар, Джункар, Чаул, Дабхол и другие города. Денег он не нажил, но обогатился неизгладимыми впечатлениями.

На обратном пути в 1474 Никитину довелось побывать на побережье Восточной Африки, в "земле Эфиопской", затем оказаться в Аравии, а там и дойти до Трапезунда в верховьях Евфрата. Через Турцию он вышел к Чёрному морю. Прибыв в Кафу (Феодосия, Крым) в ноябре, Никитин не рискнул отправляться дальше в родную Тверь, решив дождаться весеннего купеческого каравана. Здоровье его было подорвано длительным путешествием. Возможно, в Индии он приобрёл какое-то хроническое или инфекционное заболевание. В Каффе Афанасий Никитин, по-видимому, познакомился и близко сошёлся с богатыми московскими "гостями" (купцами) Степаном Васильевым и Григорием Жуком. Когда их объединённый караван тронулся в путь (скорее всего, в марте 1475), в Крыму было тепло, но по мере продвижения на север погода становилась всё холоднее. Подорванное здоровье Афанасия Никитина дало о себе знать и он неожиданно скончался. Местом его захоронения условно считается Смоленск, хотя это очевидно случилось не в городе, а где-то в пути до него.

Желая поведать другим то, что повидал сам, Афанасий Никитин вёл путевые записки, которым придал литературную форму и дал заглавие "Хожение за три моря". Судя по ним, он внимательно изучал жизнь, быт и занятия народов Персии и Индии, обратил внимание на государственный строй, управление, религию (описал поклонения Будде в священном городе Парвате), рассказал об алмазных копях, торговле, вооружении, упомянул экзотических животных — змей и обезьян, таинственную птицу "гукук", якобы предвещавшую смерть и др. Его записки свидетельствуют о широте кругозора автора, дружественном отношении к чужим народам и нравам тех стран, где он побывал. Деловитый, энергичный купец и путешественник не только искал товары, нужные русской земле, но внимательно наблюдал и точно описывал быт и нравы.

Живо и интересно описал он и природу экзотической Индии. Однако как купец Никитин был разочарован результатами путешествия: "Меня обманули псы-басурмане: они говорили про множество товаров, но оказалось, что ничего нет для нашей земли Дешевы перец и краска. Некоторые возят товар морем, иные же не платят за него пошлин, но нам они не дадут [ничего] провезти без пошлины. А пошлина большая, да и разбойников на море много". Скучавший по родной земле, чувствовавший себя неуютно в чужих краях, А.Никитин искренне призывал восхищаться "землею Русской": "Русскую землю Бог да сохранит! На этом свете нет страны, подобной ей. И хотя вельможи русской земли не справедливы, пусть да устроится Русская земля и да будет в ней [достаточно] справедливости!" В отличие от ряда европейских путешественников того времени (Никола де Конти и др.), принявших на Востоке магометанство, Никитин до конца был верен христианству ("не оставил веры своей на Руси"), все моральные оценки нравам и обычаям давал, опираясь на категории православной морали, оставаясь в то же время веротерпимым.

Хожение А.Никитина свидетельствует о начитанности автора, владении им деловой русской речью и в то же время очень восприимчивого к чужим языкам. Он привел в своих записках много местных — персидских, арабских и тюркских — слов и выражений, дал им русское толкование.

Хожение, доставленное кем-то в 1478 в Москву дьяку великого князя Василию Мамырёву уже после смерти их автора вскоре были включены в летописный свод 1488, в свою очередь вошедший в Софийскую Вторую и Львовскую летописи. Хожение переведено на многие языки мира. Его автору в Твери в 1955 был поставлен памятник на берегу Волги, на том месте, откуда он отправился "за три моря". Памятник был установлен на круглой площадке в виде ладьи, носовая часть которой украшена головой коня

В 2003 памятник был открыт и в Западной Индии. Семиметровая стела, облицованная черным гранитом, по четырем сторонам которой золотом выгравированы надписи на русском, хинди, маратхи и английском языках, спроектирована молодым индийским архитектором Судипом Матрой и построена на местные пожертвования при финансовом участии администраций Тверской области и города Тверь.

Авторы: Лев Пушкарёв, Наталья Пушкарёва

Литература:

1. Хожение за три моря Афанасия Никитина. 1466-1472 гг. 2-е изд. М. — Л., 1958
2. Лурье Я.С. Подвиг Афанасия Никитина. — Известия Всесоюзного географического общества, 1967
3. Виташевский М.М. Странствия Афанасия Никитина. М., 1972
4. Перхавко В.Б. Возвращение Афанасия Никитина. - Московский журнал. 2002, 2

 


« К списку новостей

©® «Братья Синельники», разработка сайта - Vinchi Group
Оформление и программирование Ильи

Экстремальный портал VVV.RU