« К списку новостей
Древнеславянская ладья РУСИЧ пойдёт в Индию маршрутом через Чёрное, Средиземное и Красное моря, и далее Индийским океаном! 20.07.2010 Древнеславянская ладья РУСИЧ пойдёт в Индию маршрутом через Чёрное, Средиземное и Красное моря, и далее Индийским океаном! Такое решение приняла команда экспедиции за месяц до старта.
Плавание посвящено великому русскому первопроходцу Афанасию Никитину, который первым из европейцев достиг Индии в 15 веке. Ранее команда рассматривала два варианта маршрута: через Иран, с перевозкой ладьи посуху, и с выходом в Чёрное море из Волги. И вот долгие споры дали результат! За это время численность команды также выросла: число желающих растёт, а у ладьи РУСИЧ есть предел:
Этот предел в количестве участников экспедиции объясняется двумя главными факторами:
1. Число комфортных спальных мест на древнеславянской ладье - 11 (одиннадцать); В настоящее время предел комфорта достигнут, а люди ещё просятся и просятся! Принято решение: новые желающие могут подлетать на маршрут в промежуточных точках захода ладьи, когда кто-то будет сходить с дистанции! Эти промежуточные точки захода корабля пока точно не установлены, но порты максимальной вероятности, конечно же, есть: это Стамбул, Анталия, Кипр, Александрия, Хургада, Ходейда (столица Сана, Йемен), далее, скорее всего, уже Индия.
2. Количество спасательных средств на ладье тоже только 11 (одиннадцать). Это стандартные спасательные плоты. В связи с неплановым наплывом желающих идти со старта, капитан ладьи Сергей Синельник принял решение дополнительно оснастить корабль ещё одним плотом.
Итак, по числу участников экспедиции посвящённой великому русскому землепроходцу Афанасию Никитину всё ясно, а вот по дате старта пока идут согласования! Точная дата старта будет объявлена в самые ближайшие дни!
Место старта также определено пока примерно: есть несколько реальных предложений от нескольких городов по стартовому участку маршрута. Наиболее вероятно, что старт экспедиции будет в городе-герое Волгограде!!! Повезёт же волгоградцам!
Обсуждение, подготовка, работа продолжаются: по всем вопросам пишите по электронной почте, не тяните: fond-krugosvet@mail.ru
Идём в море вместе!
Вспоминаем предыдущее большое плавание РУСИЧа:
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Разные историки по разному трактуют биографию Афанасия Никитина
Никитин, Афанасий, русский купец из Твери (во времена СССР -город Калинин) и путешественник по Азии, умер не доходя до Смоленска, возвращаясь из Индии, в конце 1472 г. или в начале 1473 г. В 1466-1472 гг., накануне эпохи Великих географических открытий, он предпринял замечательные путешествия с торговыми целями в страны Ближнего Востока и в Индию. С подобными целями, а также в паломничествах к святым местам Переднюю Азию посетило до него большое число русских.
Ко времени Никитина существовал лишь один безопасный путь по суше из Европы к богатым странам Азии -через Россию и Каспийское море. Никитин последовал по этому пути. Несомненно, что кроме торговых интересов им руководило желание познакомиться с дальними странами. Из Твери он поплыл вниз по Волге, затем направился в Дербент и Баку ва Каспийском море и оттуда на корабле в Чапакчур на персидском побережье. Через Сари, мимо горы Демавенд, через Кашан и йезд он достиг города Бендер-Аббаса и гавани Ормуз (Хормуз), откуда на корабле добрался до Маската (Аравия), а затем до Диу и Камбея в Индии. Наряду с Никколо де Конти (см.) Никитин был первым известным по имени европейцем, который побывал во внутренней Индии. Он проник до Бидара на Декане (к северо-западу от Хайдар-Абада), где находился, вероятно, с конце 1469 до весны 1470 г. В обратный путь Никитин отправился с Малабарского побережья через Ормуз, Прошёл по Персии до Трапезунда (Трабзон) и там сел на судно до Кафы (теперь Феодосия) в Крыму. Поднявшись вверх по Днепру, он не смог добраться до Смоленска, по пути путешественника, ослабевшего, видимо, от больших лишений, настигла смерть.
Никитин оставил после себя описание путешествия в дневниковой форме (правда, без указания дат), которое является одним из самых замечательных старинных отчётов о путешествиях. Этим он резко отличается от других торговцев и купцов, путешествовавших в дальние страны (Ибн-Баттута, Копти и другие описали свои приключения лишь по приказу властителей. Марко Поло - вследствие вынужденной бездеятельности в военном плену). Отчёт Никитина обрывается на его приезде в Кафу. Хожение Афанасия Никитина за три моря было вскоре внесено в русскую летопись. В 1853 г. опубликовано в Полном собрании русских летописей, т. 6; нов. изд. Хожение ва три моря Афанасия Никитина. 1466—1472. М., 1960, и др.
(Из книги 300 путешественников и исследователей. Биографический словарь, Изд. Мысль, М. 1966.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2:
НИКИТИН, АФАНАСИЙ (??? - умер в 1475 г. ?) — тверской купец, путешественник, первым из европейцев посетивший в Индию (за четверть века до открытия пути в эту страну Васко да Гамой), автор знаменитой книги "Хожения за три моря".
Год рождения Афанасия Никитина неизвестен. Крайне скудны и сведения о том, что заставило этого купца предпринять в конце 1460-х в рискованное и длительное путешествие на Восток, в сторону трех морей: Каспийского, Аравийского и Черного. Его он описал в своих заметках, озаглавленных "Хожение за три моря".
Точная дата начала путешествия также не известна. В 19 в. И.И.Срезневский датировал его 1466-1472, современные российские историки (В.Б.Перхавко, Л.С.Семёнов) полагают точной дату 1468-1474. Согласно их данным, караван из нескольких судов, объединивший русских торговцев, отправился из Твери по Волге летом 1468. Бывалый купец Никитин до этого не раз посещал дальние страны — Византию, Молдавию, Литву, Крым — и благополучно возвращался домой с заморским товаром. Данное путешествие также началось гладко: Афанасий получил грамоту от Великого князя Тверского Михаила Борисовича, собираясь развернуть широкую торговлю в районе современной Астрахани (некоторым историкам это сообщение дало основание видеть в тверском купце тайного дипломата, лазутчика тверского князя, однако документальных подтверждений тому нет).
В Нижнем Новгороде Никитин должен был в целях безопасности присоединиться к русскому посольству Василия Папина, но тот уже ушел на юг, и торговый караван его не застал. Дождавшись возвращения из Москвы татарского посла Ширвана Хасан-бека, Никитин с ним и с другими купцами отправился в путь на две недели позже намеченного. Под самой Астраханью караван из посольского и купеческих судов ограбили местные разбойники — астраханские татары, не посчитавшись, что на одном из кораблей плыл "свой" и к тому же посол. Они отняли у купцов весь товар, закупленный в кредит: возвращение на Русь без товара и без денег грозило долговой ямой. Товарищи Афанасия и он сам, по его словам, "заплакав, да разошлися кои куды: у кого что есть на Руси, и тот пошел на Русь; а кой должен, а тот пошёл, куды его очи понесли".
Желание поправить дела с помощью посреднической торговли погнало Никитина дальше на юг. Через Дербент и Баку он попал в Персию, пересек ее от Чапакура на южном побережье Каспия до Ормуза на берегу Персидского залива и по Индийскому океану к 1471 году доплыл до Индии. Там он провел целых три года, посетив Бидар, Джункар, Чаул, Дабхол и другие города. Денег он не нажил, но обогатился неизгладимыми впечатлениями.
На обратном пути в 1474 Никитину довелось побывать на побережье Восточной Африки, в "земле Эфиопской", затем оказаться в Аравии, а там и дойти до Трапезунда в верховьях Евфрата. Через Турцию он вышел к Чёрному морю. Прибыв в Кафу (Феодосия, Крым) в ноябре, Никитин не рискнул отправляться дальше в родную Тверь, решив дождаться весеннего купеческого каравана. Здоровье его было подорвано длительным путешествием. Возможно, в Индии он приобрёл какое-то хроническое или инфекционное заболевание. В Каффе Афанасий Никитин, по-видимому, познакомился и близко сошёлся с богатыми московскими "гостями" (купцами) Степаном Васильевым и Григорием Жуком. Когда их объединённый караван тронулся в путь (скорее всего, в марте 1475), в Крыму было тепло, но по мере продвижения на север погода становилась всё холоднее. Подорванное здоровье Афанасия Никитина дало о себе знать и он неожиданно скончался. Местом его захоронения условно считается Смоленск, хотя это очевидно случилось не в городе, а где-то в пути до него.
Желая поведать другим то, что повидал сам, Афанасий Никитин вёл путевые записки, которым придал литературную форму и дал заглавие "Хожение за три моря". Судя по ним, он внимательно изучал жизнь, быт и занятия народов Персии и Индии, обратил внимание на государственный строй, управление, религию (описал поклонения Будде в священном городе Парвате), рассказал об алмазных копях, торговле, вооружении, упомянул экзотических животных — змей и обезьян, таинственную птицу "гукук", якобы предвещавшую смерть и др. Его записки свидетельствуют о широте кругозора автора, дружественном отношении к чужим народам и нравам тех стран, где он побывал. Деловитый, энергичный купец и путешественник не только искал товары, нужные русской земле, но внимательно наблюдал и точно описывал быт и нравы.
Живо и интересно описал он и природу экзотической Индии. Однако как купец Никитин был разочарован результатами путешествия: "Меня обманули псы-басурмане: они говорили про множество товаров, но оказалось, что ничего нет для нашей земли Дешевы перец и краска. Некоторые возят товар морем, иные же не платят за него пошлин, но нам они не дадут [ничего] провезти без пошлины. А пошлина большая, да и разбойников на море много". Скучавший по родной земле, чувствовавший себя неуютно в чужих краях, А.Никитин искренне призывал восхищаться "землею Русской": "Русскую землю Бог да сохранит! На этом свете нет страны, подобной ей. И хотя вельможи русской земли не справедливы, пусть да устроится Русская земля и да будет в ней [достаточно] справедливости!" В отличие от ряда европейских путешественников того времени (Никола де Конти и др.), принявших на Востоке магометанство, Никитин до конца был верен христианству ("не оставил веры своей на Руси"), все моральные оценки нравам и обычаям давал, опираясь на категории православной морали, оставаясь в то же время веротерпимым.
Хожение А.Никитина свидетельствует о начитанности автора, владении им деловой русской речью и в то же время очень восприимчивого к чужим языкам. Он привел в своих записках много местных — персидских, арабских и тюркских — слов и выражений, дал им русское толкование.
Хожение, доставленное кем-то в 1478 в Москву дьяку великого князя Василию Мамырёву уже после смерти их автора вскоре были включены в летописный свод 1488, в свою очередь вошедший в Софийскую Вторую и Львовскую летописи. Хожение переведено на многие языки мира. Его автору в Твери в 1955 был поставлен памятник на берегу Волги, на том месте, откуда он отправился "за три моря". Памятник был установлен на круглой площадке в виде ладьи, носовая часть которой украшена головой коня
В 2003 памятник был открыт и в Западной Индии. Семиметровая стела, облицованная черным гранитом, по четырем сторонам которой золотом выгравированы надписи на русском, хинди, маратхи и английском языках, спроектирована молодым индийским архитектором Судипом Матрой и построена на местные пожертвования при финансовом участии администраций Тверской области и города Тверь.
Авторы: Лев Пушкарёв, Наталья Пушкарёва
Литература:
1. Хожение за три моря Афанасия Никитина. 1466-1472 гг. 2-е изд. М. — Л., 1958
2. Лурье Я.С. Подвиг Афанасия Никитина. — Известия Всесоюзного географического общества, 1967
3. Виташевский М.М. Странствия Афанасия Никитина. М., 1972
4. Перхавко В.Б. Возвращение Афанасия Никитина. - Московский журнал. 2002, 2 « К списку новостей
|