« К списку статей
До Аральского моря мы прошли около 1000 километров. 07.05.2006 07.05.2006
Утро в Уральске было обычное и необычное 25 числа. Месяца апреля, 2006 года команда путешественников во главе с братьями Синельниками стартовала по направлению на юго-восток. Спокойно, без суеты, после активной пресс-конференции и службы в храме Святителя Николая Чудотворца пятеро искателей приключений загрузив полные коробки с продуктами в джип сопровождения, а трёхколесные мотоциклы в грузовик с прицепом начинали новый виток приключенческой эпопеи задуманной Сергеем и Александром. Сквозь Семь пустынь мира на отечественных мотовездеходах ” совершенно необычный и безумный проект, для осуществления которого понадобились не только средства и силы, но и терпение. Попробуйте собрать информацию, разрешительные документы, визы в 14 стран мира, продумать маршрут и, наконец, доставить трёхколесных монстров к месту старта. А то, что мотоциклы велики, мы убедились уже на пробных заездах - управлять внедорожниками совсем непросто. Поэтому до пустынно-степной полосы решено подбросить каракаты (это ещё одно прозвище трёхколесных мотоциклов) на четырёх колёсах грузовика. Да и скорость передвижения по асфальту у Ижей не велика, по паспорту до 40 км в час.
От Уральска до Атырау идёт вполне приличная дорога. Но постепенно всё меньше и меньше встречных машин, степь да степь кругом. Не теряя времени, осваиваем новые навигаторы ГАРМИН. В песчаных дюнах эти умные электронные помощники будут как раз кстати. Параллельно джипу, как бы играя, пролетают шустрые птахи. У них-то с навигацией всё в порядке.
46 градусов северной широты, 54 градуса восточной долготы.
Проехав Атырау в полной темноте делаем остановку и в первый раз совместными усилиями разбиваем лагерь. Как в любой экспедиции нам ещё предстоит притереться друг к другу. Быстро и слаженно готовим ужин на газовой горелке из месячных запасов сублиматов. К ним тоже приходится привыкать. Засыпаем с чувством выполненного минимума под гомон ночных птиц. По карте, мы на берегу какого-то озера. Которого просто нет!
В посёлке Кульсары докупаем продукты и выезжаем в степь на грейдерную дорогу, которую можно сравнить с полигоном для испытания танков. Сегодня мотоциклы пойдут своим ходом.
Выбрав место для разгрузки, на удивление быстро стаскиваем пятисоткилограммовые машины с грузовика. Сергею и Александру не терпится завести каракаты. Он всё-таки есть, манящий и беззвучный зов пустыни!
До границы Казахстана и Узбекистана докатились без особых проблем, сделав небольшой крюк по пустыне с грозным названием Чёрные пески. Безлюдное место, только волчьи следы пересекают ещё не пересохшие солончаки. А вот и жертва зубастых хищников - обглоданный скелет верблюда.
Таможенный пост на границе как очаг цивилизации. Быстро проезжаем Казахстанский участок и попадаем в стерильную зону, пятисотметровый отрезок между КПП. Такое ощущение, что мусор, разносимый ветром - это неотъемлемая часть здешнего пейзажа, а что здесь делают люди, непонятно. На дороге скопилось несколько автобусов и сотни три пассажиров. В основном это гастарбайтеры, едут на заработки в Россию. До предела забитые УАЗики и Газели. Загорелые усталые лица. Наше появление красочнее циркового представления. Таких машин здесь ещё не видели. Вопросы. Вопросы. Удивление. Узбекские таможенники и пограничники тоже удивлены. Наверное, поэтому мы стоим у пропускного пункта целый час и утрясаем формальности. Наконец-то все печати поставлены. Здравствуй, Узбекистан!
Бескрайнее плато Устюрт. Идеально ровная гравийка уходящая за горизонт. От Каракалпакии, за 100 км, не встретили ни одного посёлка, ни одной живой души. Ветер, пустыня и низкое, свинцово-серое небо. Дождь, как приведение, появляется ниоткуда и мгновенно прекращается. Ночуем в поле, всю ночь по палатке барабанят крупные капли, а утром за два часа северо-западный ветер начисто высушивает глиняные тыкыры.
Едем дальше. Погода радует, дневная температура колеблется от +8 до +10, а ночью... Как будто и не в пустыне.
Мотовездеходы ведут себя вполне прилично. Но уже выявляются конструктивные недостатки, об этом позже
Ещё на границе нас предупредили, что бензин в этих местах плохой, да и того нет. Зато люди хорошие. В небольшой, одиноко стоящей чайхане, можно купить всё, что требуется путешественнику - горячий лагман и бензин,
На широте 43 градусов 57 меняем направление движения на восточное и устремляемся к Аральскому морю. Средняя скорость передвижения до 35 км в час. В посёлке Комсомольске-на-Устюрте, откуда море ушло ещё в 60-х годах прошлого века, неожиданно встречаем... местных байкеров, напропалую гоняющих по бескрайним просторам Устюрта на стареньких, но бодрых ЯВАх и ИЖах. Не поверите, в посёлке на тридцать семей более сотни мотоциклов!!! Молодцы!
До Арала рукой подать. Около 30 км до береговой лилии и ещё 30 до самого моря. Решаем спустится с Чинка на дно и попробовать доехать до воды, заодно испытав мотовездеходы в условиях полного бездорожья.
Каракалпак Абу - сторож удалённой на сотни километров от цивилизации полуразобранной релейной станции, приглашает нас в гости и указывает точное место спуска с двухсотметрового обрыва Чинка. Осмотрев вездеходы и поцокав языком, всё же предлагает не лезть в гиблые места. Там дорог нет. Совсем нет!!! Но мы уже заводим вездеходы, мы надеемся на лучшее.
Ярко-изумрудная полоска Аральского моря появляется неожиданно. Чинк - береговая полоса древнего моря, как естественное препятствие и предупреждение: Там, внизу, Запретная зона. Стоим на обрыве. Вот это да-а-а! Ради этого стоило проделать весь нелёгкий путь по пустынному Устюрту. Перед взором свободное от воды ДНО МОРЯ, ХОЛМЫ, СКАЛЫ, ПЕСЧАННЫЕ ДЮНЫ И ГДЕ-ТО НА ГОРИЗОНТЕ КРАЕШЕК АРАЛА! Быстрее вниз.
Спуск был не из легких. И только оказавшись у подножия Чинка и взглянув вверх, мы единодушно согласились. Обратной дороги нет!
Дно Аральского моря - это как другая планета. Скальные массивы причудливой формы сменяются песчаными дюнами и лесом из саксаула, на смену которому приходят солончаки и словно изрытые гигантскими кротами заиленные равнины. И непередаваемая звенящая тишина!
МЫ ПРОДВИГАЕМСЯ ВПЕРЁД!!!
« К списку статей
|