12.08.2022

 

НовостиПроектыСтатьиФотоСсылкиКонтакты English version

Главная Статьи

Статьи

« К списку статей

Жажда дальних дорог

 

04.05.2005

 

В крошечной комнатке панельной малометражки уместился целый мир. И не только потому, что всю стену занимает карта мира. Мастерская в несколько квадратных метров вполне устраивает Александра Синельника. Здесь он пишет свои картины. Здесь работает над путевыми заметками, которые уже в недалеком будущем лягут в основу книги о кругосветном путешествии. Название книги пока еще условное, но вполне отражает содержание. Никогда нельзя точно определить, когда и чем закончится очередной поход экстремалов. Поэтому и приходится брать билет от Уральска до места старта только в один конец. Сергей и Александр Синельники — близнецы. Может быть, удача сопутствует им как раз потому, что они с полуслова и полувзгляда понимают друг друга. Так было с самого детства. Обычные ребята. Не двоечники и не отличники, они в подростковом возрасте мало чем отличались от других уральских мальчишек. Но предпочитали заниматься только тем, что интересно. Окончили престижное в девяностых годах училище при заводе, работавшем на оборонку. Может, так бы и работали электромонтажниками в строго засекреченном цехе, но тут военный завод, как и многие другие подобные предприятия, почти прекратил существование. Пришлось искать себе новое применение. С бизнесом как-то не сложилось. Нужно было найти свою дорогу. Именно дорога и стала призванием.

Полузабытое слово романтика

Мы беседуем с Александром в его мастерской накануне очередного и, как всегда, очень необычного старта. Сергей уже за далекими морями готовится к началу путешествия. Так было всегда. Александр генерирует идеи. Брат более практичен, и поэтому у него гораздо лучше получается подготовительная работа к реализации замысла.

Начиналось все еще в школьные годы с заплывов по родному Уралу на плотах. Строили их из всего, что под руку подвернется. Но уже тогда было стремление чем-то отличиться от других. Поэтому для речных путешествий выбирали только большую воду. Это когда по весне, в самый разлив, Урал бурлит и несется к Каспийскому морю с бешеной скоростью. Их отрочество пришлось на те годы, когда читать было и престижно, и общепринято. Любимые авторы и по сей день — Джек Лондон, Стивенсон, рассказы и очерки о путешественниках и мореплавателях. Настоящим везением считают Синельники встречу с инженером машиностроительного завода Зенит Валерием Павловичем Чермениным. Это предприятие также входило в состав военно-промышленного комплекса и выполняло заказы морского флота. У Валерия Павловича было страстное увлечение — судомоделирование. И вскоре модели парусных кораблей заполнили и комнату братьев. Наиболее удачные хранятся до сих пор. Для того чтобы строить безупречно, грамотно и красиво, нужно было овладеть навыками рисунка. И Синельники поступили на вечерние курсы при художественной школе. Тогда они и предположить не могли, что в будущем доведется рисовать пейзажи и животных самых далеких стран. Именно тогда, когда кусочки дерева и фанеры превращались в дивные парусники, детские грезы о путешествиях, полных приключений и опасностей, стали приобретать вполне реальные очертания. Только вот реализовать эту мечту удается отнюдь не многим. Им удалось.

Принято считать, что такой профессии, как путешественник, не существует. Но они именуют себя именно так. К тому же эта специальность требует довольно широкого диапазона знаний. И хотя братья привыкли и действовать, и жить, что называется, в унисон, в юношеском возрасте их увлечения все же отличались. Сергей бредил морскими далями, Александру казалось, что не может быть ничего лучше путешествия на мотоцикле. Это скорость, летящий навстречу ветер и ничем не ограниченный обзор. В дальнейшем они сумеют, и весьма органично, объединить эти пристрастия. Но учиться опять-таки будут вместе. Теперь уже в школе при яхтклубе в городе Тольятти Самарской области. И в первое путешествие отправятся именно на яхте. Пробой сил стала яхта Тасмания. Они прошли на ней вокруг Европы — от Новороссийска до Санкт-Петербурга — через порты Турции, Туниса, Италии, Франции, Бельгии, Германии, Финляндии. Испытаний выпало тогда немало. Время было зимнее. Выстояли в шести штормах. Дважды садились на мель. Но о начальном этапе своих странствий Александр рассказывает как бы пунктирно.

— Тогда мы повторяли то, что до нас уже много раз делали другие, — поясняет он. — А хотелось выбрать свой путь.

Наверное, поэтому об альпинистских восхождениях едва упоминает. А ведь они с Сергеем покорили высочайшую точку Европы — Эльбрус, поднимались на самый высокий пик Африки — Килиманджаро, прошли сложными маршрутами Джунгарского Алатау, любовались пейзажами Австралии с пика Костюшко. Побывали и на самом высоком действующем вулкане России — Ключевской сопке Камчатки. Все это было тренировкой воли и испытанием сил перед главным замыслом — кругосветным путешествием на мотоциклах. Такого до них не предпринимал еще никто и никогда.

На тяжёлых мотоциклах УРАЛ они были первыми

Старт состоялся в Москве в конце июля 2002 года. Конечным пунктом самого первого маршрута был Владивосток.

— В основном в памяти от этого мотопробега, — рассказывает Александр, — остались плохие дороги и огромные расстояния между населенными пунктами. Затем мы планировали проехать Америку — от Аляски до ее южного окончания.

Но возникли сложности с визовым оформлением. Поэтому американский маршрут пролегал от Бразилии до столицы Перу — Лимы. Шесть тысяч километров были преодолены всего за 20 дней. Затем настала очередь Европы. От Москвы до Испании и средиземноморского побережья они проехали 5 тысяч километров. Но, по словам Александра, все это было только прологом. Города и страны мелькали словно в калейдоскопе. Настоящая мужская работа, считает он, началась только в Африке. Этот континент был и остается самой яркой и запоминающейся частью всей кругосветки.

Экипаж состоял из четырех человек. Вместе с Синельниками в африканский марафон отправился и механик Владимир Сайгаков. Опыт к тому времени уже научил братьев, что в дальней дороге без соответствующего технического обслуживания не обойтись. А по словам Александра, Владимир — такой дока в технических вопросах, что способен справиться с любой неполадкой и в любых условиях. Целую фотолетопись привез из Африки московский фотограф Владимир Новиков. В путь четверо смелых отправились на двух мотоциклах Урал, один из которых был оснащен коляской. Мотоциклы назывались так же, как и родная река. Поэтому им казалось, что связь с родным домом как бы не прерывалась.

Многоцветье черного континента

— Мы выбрали для маршрута восточное побережье, исходя только из одного соображения: как можно реже оформлять визы и сталкиваться с чиновниками, — говорит Александр.

Действительно, в каждой стране встречали по-разному. Где-то радушию не было конца, а где-то они уставали от беготни по кабинетам и инстанциям. Но это были не самые главные трудности. Чего только не довелось пережить в дороге! Их подозревали в шпионаже, иногда сопровождали от границы до границы из самых добрых и не очень добрых побуждений. Пришлось преодолеть песчаные бури, шквальные ветра, удушающую жару, непроходимые пески и безводье пустынь. Маршрут пролегал через три пустыни. В том числе и через Сахару. Случались и аварии. Но, наверное, самым сложным на огромных пространствах, где дорогу обозначала только колея, было не сбиться с пути.

На вопрос, как удавалось ладить с местными жителями, Александр отвечает сдержанно:

— По-разному. Самое главное — терпение. Нельзя горячиться, если чувствуешь враждебность и агрессию. Потому что любопытство, как правило, всегда берет верх. Только остановишься в селении, как тут же мотоциклы буквально облепят со всех сторон. Взрослые при этом удивляются и восхищаются с такой же искренностью, как и дети. Нередко платой за радушный прием была возможность прокатиться на дивном железном коне. К тому же преобладали все же доброжелательность и гостеприимство.

Им удалось побывать у двух океанов — Индийского и Атлантического. И в общей сложности проехать даже большее расстояние, чем намечалось — свыше 14 тысяч километров.

Австралийские контрасты

Первое путешествие по Америке было неполным. Поэтому в историю марафона братьев Синельников оно вошло в качестве разведывательного и предварительного. После Африки они позволили себе только небольшую передышку. И совершили рекордный по продолжительности заезд — 26 700 километров от Аляски до Огненной Земли. Но, как вспоминает Александр, там, где хорошие дороги и отлажен придорожный сервис, вспомнить почти нечего. Разве что летящие под колеса Уралов километры.

Еще одним ярким событием прошлого года стало путешествие по Австралии. Этот континент впечатляет прежде всего своими контрастами. Высокий уровень жизни и цивилизации соседствует с совершенно необжитыми районами. Заключительный этап кругосветного путешествия Синельникам хотелось сделать необычным. Успех любой экспедиции в немалой степени зависит от рационального и точного расчета маршрута. На сей раз он был кольцевым и превышал 12 тысяч километров. Кульминацией этого путешествия стало пересечение непроходимых пустынь — Виктории, Гибсона и Большой Песчаной. Вместе с ними в столь непростой путь отправились телеоператор Андрей Сармин и друг Тимур Ибатуллин. До этого экипажа еще никто не предпринимал столь рискованного эксперимента.

Но любые трудности вполне окупаются чувством морального удовлетворения от того, что сумели выстоять, выдержать и победить. Менее двух лет понадобилось братьям Синельникам, чтобы по пяти континентам проехать 75 тысяч километров, пересечь 35 стран мира и преодолеть шесть самых опасных пустынь.

Cлиться с океаном

Но и завершение кругосветного путешествия, как говорят сами Синельники, это только пауза. Проект этого года, на их взгляд, еще более интересный. Задумка действительно незаурядная. Она состоит в том, чтобы впервые в мире на веслах пересечь Индийский океан — от Австралии до Африки.

О лодке Александр рассказывает не без чувства гордости. Она построена в Англии и уже дважды с разными экипажами прошла испытания при пересечении Атлантического океана. И хотя основной движущей силой являются только две пары весел, в остальном лодка представляет собой современное чудо технической мысли. Она непотопляемая. И даже если перевернется, то сама способна вернуться в исходное положение. Это произойдет благодаря точно рассчитанной системе баланса. Лодка оснащена всем необходимым для продолжительного плавания. Солнечные батареи, опреснитель, освещение, современные приборы навигации и связи — все рассчитано на работу в автономном режиме.

Подготовка к плаванью велась основательно. Был разработан специальный комплекс упражнений, рассчитанных на увеличение физических нагрузок. При этом консультировали Синельников специалисты центра, который возглавляет Валентин Дикуль. Самое активное участие в подготовке к морскому походу принимал Павел Резвой, считающийся одним из самых известных в мире гребцов в морских и океанских условиях. Это под его руководством проверялось оборудование лодки. Но особую ценность представляют его опыт и знания, которыми он охотно делился перед началом пути с уральскими парнями. Маршрут протяженностью в четыре с половиной тысячи километров рассчитан специалистами-океанологами. При этом учитывалось течение, направление ветра, погодные условия.

— Мы ни в коем случае не собираемся мериться силами с Индийским океаном, — говорит Александр. — Напротив, хотим почувствовать его дыхание. Только как бы слившись с океаном, став его частью, можно рассчитывать на успех.

Приблизительное время в пути от западного побережья Австралии до берегов Танзании — 100—120 суток. Нельзя, конечно, не учитывать и того, что именно в Индийском океане не столь давно пронеслась разрушительная волна — цунами. Но после консультаций со специалистами решено не менять маршрут и не переносить время старта. Он намечен на вторую декаду апреля.

Воздух родины — он особенный

Свои картины Александр не продает. Он их дарит друзьям. А друзей у него по всему свету огромное количество.

— В чем я теперь нисколько не сомневаюсь, — говорит он, — так это в том, что хороших людей на всех континентах гораздо больше. К тому же наша планета не так уж и велика. А лучшее место на ней — это Приуралье. Нет ничего прекраснее, чем выйти зимой на лыжах в пойму Урала. Такого чистого и прозрачного воздуха нет больше нигде на свете.

Планов у братьев столько, что, как они говорят, жизни не хватит. К слову, сегодня им едва за тридцать. Во-первых, хотелось бы еще раз вернуться в Африку. И на сей раз уже без особой поспешности проехать по этому континенту. Предполагаемое транспортное средство — велосипеды. Еще один маршрут они собираются совершить не только в пространстве, но и во времени. Сергей всерьез увлекся историей. Замысел состоит в том, чтобы на одномачтовой парусной и многовесельной лодке от Онежского озера по Волге проплыть до Астрахани, а затем по Каспийскому морю до Ирана. Причем оснастка судна, одежда экипажа — все будет выполнено в стиле X—XI веков. Еще один проект — пересечь на плоту Тихий океан — от Камчатки до Мексики. И также впервые в истории на аэростате совершить перелет через Ледовитый океан — от России до Канады.

— Что среди многих трудностей было для вас самым трудным? — спросила я у Александра.

— Всегда очень скучаю по дому. Но стоит только вернуться, как снова хочется отправиться в путь.

 


Людмила КОРИНА
Казахстанская правда


« К списку статей

©® «Братья Синельники», разработка сайта - Vinchi Group
Оформление и программирование Ильи

Экстремальный портал VVV.RU