19.03.2025

 

НовостиПроектыСтатьиФотоСсылкиКонтакты English version

Главная Статьи

Статьи

« К списку статей

Свой путь из варяг в персы

 

07.09.2006

 

Уже несколько дней под ногами твердь земная, восходы и закаты сокрыты растущими, как грибы высотками, нет протяжного пения ветра в парусах и молодецкого ЭХ, УХНЕМ под скрип весел в уключинах, пенистая волна не стучится о борт настойчиво и шумно, а деревянный красавец РУСИЧ продолжает сниться. Да! Поход закончен!!

Вглядываюсь в отмеченные буквой Р числа на откидном календаре, практически три месяца продолжался для меня ВЕЛИКИЙ ВОЛЖСКИЙ ПУТЬ ” ИЗ ВАРЯГ В ПЕРСЫ в экспедиции братьев Синельник. Три месяца радости и восхищения российскими просторами, от холодного Онежского озера до Каспия, три месяца труда
и забот экспедиционера и руководителя штаба, три месяца познания истории и характеров людей в живом и саморазвивающемся действе, как поход в образе древних русичей.

Где-то под Ярославлем, в небольшой деревушке, к причалившей на ночлег команде подбежали ребятишки, долго смотрели на лагерные сборы, а самый старший, подойдя ближе, спросил: Дяди, вы, из сказки?!! Наверное, мы из сказки, суровой и непростой сказки, название которой ЭКСПЕДИЦИЯ.

Весна в Петрозаводске запоздалая. Поэтому, когда вместе с Сергеем Синельник мы приехали на спуск ладьи на воду, холодный северный ветер, дующий с Онеги, сразу показал, кто на море хозяин. Пахнущий свежеструганным деревом РУСИЧ, закрепленный специальной трапецией и поднятый в воздух козловым краном, не могли удержать более десяти рабочих верфи. Внезапные порывы ветра раскачивали вывешенную махину. А ведь из ангара, в специальных салазках-волокушах, ладью с большим трудом вытащил многотонный КрАЗ. Бутылка традиционного шампанского, разбитая о киль судна, на короткое время умилостивила Посейдона и РУСИЧ плавно закачался на волнах прибоя. Экспедиция началась.

Есть какая-то незримая граница, между мечтой и реальностью, когда от первой мысли до воплощения, могут пройти годы, а тут вдруг чувствуешь, что началось. Я видел недовольство в глазах Сергея в наш зимний контрольный приезд на верфь; уже величавый и удивительно красивый РУСИЧ, был еще недостроенным кораблем под крышей в холодном ангаре. Деревянное судостроение, а тем более работы по восстановленным чертежам, требуют кропотливости и творческого подхода. Павел Михайлович Мартюков, директор верфи ВАРЯГ, корабел со стажем, выполняющий заказ по постройке древнеславянской ладьи, не спешил, резонно считая, что хороший корабль быстро не построишь. Оттого-то и негодовал Сергей Синельник, общее время от закладки корабля до весны 2006, перевалило за полуторагодовалую отметку. И вот, наконец-то, ладья со звучным именем РУСИЧ спущена на воду и.. время побежало. Еще предстояло установить мачту, навесить такелаж, уложить 2 тонны груза, закрепить рею с парусом, довести до ума множество мелочей и, самое главное, деревянному судну необходимо пропитаться водой, пористая сосна, лишь набухнув, становилась водонепроницаемой. Со всем этим множеством дел не справиться в одиночку и Сергей приглашает в Петрозаводск Илью Подгорных в качестве главного по-кораблю. Суровая северная природа не даёт расслабиться, частый дождь, порой температура падает до минус 2, работы на открытом воздухе продвигаются медленно и все это время Илья живет во чреве ладьи, привыкая к роли варяга. Я помню первую ночевку на борту, сразу после спуска на воду, это удивительное состояние, корабль и ты, вслушиваетесь друг в друга, как будто идет внутренний диалог и определение свой-чужой. Живой РУСИЧ выбирает команду..

А злые русы, постепенно подтягиваются на берег холодного северного озера. Бряцая оружием и молодецки ухая, удивляют не только местных жителей, но и невозмутимых корабелов города Петра.
Назначено предварительное время старта, но ладью еще должны принять и выдать разрешительные документы в петрозаводском отделении ГИМС. По всем параметрам древнеславянская ладья попадает в категорию маломерных судов. И после разрешения комиссии, мы выходим в открытое море, проверяя судоходные качества РУСИЧА. Темные воды Онежского озера и ярко-желтый от пробивающихся лучей деревянный кораблик. Сотни туристов в Кижах наши первые благодарные зрители. Белые ночи позволили за двое суток сходить до островов заповедника и обратно, а небольшое волнение на Онеге, дало понять, что бескилевой ладье в штормовую погоду придется не сладко. Да! Мужественными и отважными были древние русы, идущие на утлых лодочках за тридевять земель!

Цепляясь за перила, я выглядываю из кубрика. Горизонт пляшет во всех направлениях. Нос Русича частично зарываясь, пробивает набегающую волну, выскакивает на гребень и, перевалившись, устремляется вниз. Порывистый северо-западный ветер играет ладьей в свое удовольствие. На палубе только вахтенные. Крепко обхватив рулевой рычаг, Александр Синельник пытается удержать корабль по курсу 280. Каспий. Сине ” зеленые волны так не похожи на темные воды Онеги, почему-то, приходит в голову..

Итак! Старт! На борту РУСИЧА 18 членов команды экипированных по образу и подобию воинов 10-11 веков. В полном антураже, как выражаются историки ” реконструктры. Большинство членов команды не знали друг друга и познакомились только в Петрозаводске. Сергей Синельник - руководитель экспедиции и Олег Калеткин - комендант береговых лагерей выбирали претендентов по своему разумению и сейчас на ладье совершенно разные люди, объединенные единой целью - совершить исторический поход по пути князя Святослава и дойти до границ Древней Персии. Подъезжая на верфь в течение недели и, переступая борт ладьи, каждый из экспедиционеров брал на себя определенные обязательства.

На берегу должны остаться современные средства цивилизации и проблемы внешнего мира, на ладье же существует принцип единоначалия и внутрисудовой и исторической дисциплины. То, что условия экспедиции, порой будут суровыми, понимал каждый. Жизнь под открытым небом, пища по рецептам предков, ночевки в береговых лагерях и на борту без одеял и простыней, на шкурах и жесткой палубе, плюс обучение военным премудростям, круглосуточные вахты на корабле, а еще есть тяжелые весла!
8 июня 2006 года полностью готовый к походу Русич вышел из доков верфи Варяг. На центральной набережной Петрозаводска его уже дожидались пишущая и телевизионная братия. Забегая вперед, хочу поблагодарить журналистов за освещение проекта. На всем протяжении маршрута десятки телеканалов, печатных и электронных СМИ проявляли внимание к экспедиции ВЕЛИКИЙ ВОЛЖСКИЙ ПУТЬ ” ИЗ ВАРЯГ В ПЕРСЫ. И в тот памятный день упорные репортеры терпеливо мерзли на пронизывающем ветру с Онежского озера. А РУСИЧ словно застрял на горизонте. Маленькая светлая точка на глади северного моря.

Но зато, когда ладья в полном боевом вооружении причалила к пирсу 2, от недовольства не осталось и следа. Да к тому же поприветствовать путешественников и пожелать доброго пути решило руководство города в лице Главы местного самоуправления Маслякова Виктора Николаевича и Зам главы по образованию, культуре и спорту Аноховой Татьяны Маевны, с легкой руки которой о проекте узнала вся страна.

Антону Миронову, Анне Шатуевой, Елене Максимовой, Татьяне Прокопенко и всем нашим добрым знакомым из Петрозаводска огромный привет от русичей.
Особенно приятно было видеть детские восхищенные глаза, я надеюсь, ребятишки, на всю жизнь запомнят, как попали на борт древнеславянской ладьи, потрогали реконструированные тяжелые мечи и шиты времен князя Святослава. Это наша с вами история..

На прощанье, отсалютовав ярко красной ракетой, зрителям и провожающим на пристани Петрозаводска, русичи вышли в поход. Пока моторным ходом. Мрачное Онего, как настоящее море, волновалось на старте, но уже через несколько часов ветер успокоился, небо посветлело и только темные волны, бьющиеся о борт ладьи, напоминали о штормовом предупреждении.

В петрозаводском центре ЧС и спасения на водах, где мы узнавали прогноз погоды на ближайшие дни, советовали отложить старт на некоторое время. Вытерпев два дня, улучив момент и поймав окно, на свой страх и риск уходили 17 воинов все дальше от берега. ДА, да, именно семнадцать. Реальность вносит в жизнь свои коррективы, за несколько часов до старта команду покинул один из реконструкторов. Хочу рассказать читателям о быте и жизни на ладье, поподробнее. Представьте себе, что ВАС выгнали на улицу при температуре от -2 до +10 в холщевой рубахе, тонкой кофте и подобии накидки, в кожаных чунях на босу ногу, все 24 часа на открытом воздухе, а ночевать можно в деревянном сарае, без отопления, на бараньей шкуре брошенной на полу. Дождь намочит- ветер высушит. Примерно так, до старта, жили на борту РУСИЧА прибывающие экспедиционеры более недели, привыкая к условиям, максимально приближенных к боевым. Подъем в семь утра и.. вперед, обустраивать ладью, шить кожаные чехлы для оружия, драить палубу, укладывать припасы, да, и не забывайте, что корабль только что спущенный на воду здорово протекает. Две ручные помпы, на носу и на корме в вашем полном распоряжении! Честно говоря, от холода, в моросящий дождь, даже горячительное не помогает. И это все, на берегу северного Онего. Но историки-реконструкторы ратовали за чистоту эксперимента, а охота - пуще неволи. И вот, 17 пилигримов в открытом море, продуваемые ветрами, учатся истории изнутри.
При средней скорости 15 км в час, за двое суток достигли устья реки Вытегры. Красоты неописуемые, хочется пристать и там, и там. Но только в городе, названном в честь реки, позволяем себе настоящую экскурсию по российской глубинке.

Поселение неподалеку от устья Вытегры упоминается в государственных бумагах уже в 1496 г. Известно с 1710, как Вянгинская пристань, где производили перевалку грузов с речных судов на сухопутный транспорт и обратно. Через Вянги проходил торговый тракт из Архангельска в Петербург. По указу Петра I в 1710 г шотландский инженер Дж. Перри произвел исследования на водоразделе между Онежским и Белым озерами и составил проекты для будущего канала. В 1715 г выше Вянгинской пристани была заложена государственная верфь, где строили добротные деревянные суда (до 1847). С 1773 ” Вытерга уездный город. Это вкратце об истории. Но вначале, конечно, общение с местными жителями. Далее Сретенская церковь, где почему-то разместился краеведческий музей и выход в сам город. К сожалению, было ли здесь поселение на границе 10-11 веков, никто из краеведов так и не вспомнил. Забыли, наверное. А свой наивысший экономический подъем Вытегра, пережила в первой половине 19 века, в связи с открытием Мариинского канала с системой деревянных шлюзов, в советское время ” во время строительства Волго-Балта. В настоящее время власти пытается привлечь любопытных туристов музеем подводной дизельной лодки Б440, поставленной на прикол в 2003 году. Побродив по железной посудине, мы с радостью вернулись на свою, деревянную. Нам на прикол еще рановато!

Шлюзы! О прохождении судов через эти замечательные инженерные гидротехнические сооружения можно написать бестселлер. Впрочем, вспомните языкастого англичанина, Джером К.Джером и не подозревал, что их может быть так много. За время путешествия РУСИЧ шлюзовался более тридцати раз. Но еще в 60 годы прошлого века путь из Северного моря до Волги был настоящим испытанием, что уж говорить о древних руссах, лодьи перетаскивали вручную между не соединяющимися или труднопроходимыми водоемами. Строительство каналов началось лишь при Петре I, а для сброса перепада высот и были возведены шлюзы. При выходе из Онежского озера, мы попадает в знаменитую Мариинскую водную систему. По свидетельству исторических источников строилась она очень долго. Изыскательские работы были начаты еще в 1710 г., а сквозное движение судов было открыто лишь через 100 лет, и только в 1852 г. вступил в строй относящийся к этой системе обводный канал вокруг Онеги. В конце XIX в. каналы расширены и углублены, реконструированы шлюзы в расчете на пропуск судов с осадкой до 1,8 м, шириной 9,6 м и длиной до 75 м. Шлюзы были деревянными, ворота открывались при помощи ручных воротов. На протяжении почти всего XIX в. проводка судов по каналам осуществлялась бечевой с помощью людской или конской тяги. Лишь с 1860-х годов наряду с живой тягой стали применяться механические цепные буксиры - туэры, и только с реконструкцией в 90-х годах перестал существовать бурлацкий промысел. Но русичам еще предстояло стать и бурлаками и гребцами. Пока же ладья проходила шлюзы моторным ходом. Экипаж, не теряя времени, изучал принципы управления парусным судном, устройство такелажа и правила речной навигации. А на Белом озере расчехлили пятиметровые весла и радостно ударили по набегающей волне

Да! Тяжела судьба рабов на галерах. Большинство членов экипажа ощутили прелесть современной жизни только после нескольких часов монотонной работы под протяжное И-И-И-РАЗ! загребных. Оказалось, что сдвинуть с места многотонную махину не так-то просто, а тем более идти против течения. Плюс ко всему весла совсем не вывешаны, т.е. вальковая часть не работает в противовес лопасти. Проблему попытались решить залив в валек 10 килограмм свинца. И усовершенствованное весло стало по настоящему богатырским, весом под 40 килограмм. А на борту их 7 пар! Вечером, причалив в удивительно удачном месте с еще нетронутой природой, русичи развели большой костер и на совете порешили идти на веслах несколько часов в день, дабы соответствовать историческим летописям прошлых веков и заодно уточнить среднесуточную скорость передвижения на мускульной силе.

Напоминаю уважаемым читателям, что в составе ладейной дружины, стартовавшей из Петрозаводска, современные люди разных профессий и возрастов. Это:

Сергей Синельник ”Президент фонда кругосветных экспедиций, Заслуженный путешественник России, капитан ладьи и организатор экспедиции;

Александр Синельник- Заслуженный путешественник России, художник, соорганизатор и бессменный помощник Сергея во множестве проектов;

Олег Калеткин- историк и реконструктор из Москвы, руководитель клуба исторического фехтования, комендант береговых лагерей в данной экспедиции;

Илья Подгорных- штурман и лоцман РУСИЧА, тольяттинский яхтсмен, участвовавший вместе с братьями Синельниками в экспедиции на яхте Тасмания вокруг Европы.

Андрей Богданов-академик РАН, руководитель клуба исторических путешествий Русский стяг, реконструктор;

Василий Галенко- яхтсмен, путешественник и журналист, собирающий материал для общероссийских журналов и газет;

Антон Соколов - гончар и керамист, снабдивший экипаж глиняной посудой сделанной собственноручно;

Геннадий Веклюк - кузнец Вакула, оружейный мастер и реконструктор;

Олег Панин- уральский байкер и путешественник;

Александр Панин - путешественник из Казахстана;

Павел Болдорев- руководитель конной группы сопровождения;

Андрей Сармин- видеооператор, участвовал в экспедиции братьев Синельник по Австралии;

Вадим Лявинсков- бравый Макуха, реконструктор и байкер из Уральска.

Три юнги, Олег, Тарас и Дима, взятые в поход на свой страх и риск.

И ваш летописец и руководитель штаба экспедиции, путешественник и экстремал Александр Кислов.

На ладье у каждого экспидиционера своя судовая роль и обязанности, но все вместе они и составляют боевую дружину РУСИЧА. Те, кто когда-либо путешествовал более трех дней в команде, поймут, что организовать и поддерживать на высоком уровне дисциплину и работоспособность совсем не просто, тем более в замкнутом пространстве корабля. Еще перед стартом, на общем собрании-вече Сергей Синельник попросил каждого определиться с протяженностью маршрута и, посмотрев в глаза друг другу, дать слово выполнить обещанное. И как в древнеславянских летописях, каждый из дружинников князя обязался пройти свой и только свой путь ИЗ ВАРЯГ В ПЕРСЫ.

Александр Кислов.

Продолжение следует...

 


« К списку статей

©® «Братья Синельники», разработка сайта - Vinchi Group
Оформление и программирование Ильи

Экстремальный портал VVV.RU