Часть 1
ЕВРАЗИЯ. ОТ ВЛАДИВОСТОКА ДО МАЛАГИ ЧЕРЕЗ МОСКВУ
МОСКВА-ВЛАДИВОСТОК. НАЧАЛО ВСЕХ НАЧАЛ
Мой брат Александр и я давно задумали проехать вокруг света, наверное, это было ещё в ранней юности, когда мы впервые попробовали управлять мопедом, а потом и мотоциклом. Но по-настоящему идея оформилась, когда мы как-то ехали на двух "Явах" - "Трамп" и "Стиль", из Москвы в Казахстан, в город Уральск, где раньше жили. Нам было тогда по 28 лет, шёл 2002 год.
Отправиться в путь мы подумали тогда одновременно: я "прокручивал" в голове эту идею, а потом высказал её, а Санёк отвечает - "О, и я о том же самом думаю!" Мой брат старше меня всего на 20 минут, тут сам Бог велел мыслить вместе, синхронно.
С детства мы любим походы, уже с девяти лет уходили из дома в степи, в лес, и зимой и летом: нас меньше всего привлекала дворовая суета в городском микрорайоне. Но зато так тянула к себе природа. Она дарила нам романтику приключений и столько светлых минут от созерцания красоты, а затем и удовлетворение от преодолеваемых трудностей, даже в небольших походах. Когда мы стали старше, лет в 16, то увлеклись мотоциклами и с тех пор не мыслим себя без них.
Предстоящий маршрут нашего проекта выглядел так:
- Россия: Москва-Владивосток - старт 28 июля 2002 года;
- Южная Америка: от Рио-де-Жанейро (Бразилия), поднимаясь к экватору, пересечём весь материк до Лимы (Перу);
- Европа: Москва - Гибралтар;
- Африка: Гибралтар - Танжер (Марокко) - Каир (Египет) и с севера через весь материк на юг, до мыса Доброй Надежды, в Кейптаун (ЮАР).
Если даст Бог пройти этот путь, то дальше планируем пересечь Австралию с запада на восток, и с юга на север. Потом через Индонезию, Таиланд, Лаос, Китай до Владивостока. А дальше... - конечно же, Северная Америка. И всё - такой должна состояться наша кругосветка!
Я планирую преодолеть весь этот намеченный маршрут на "Урале-Волке", а мой брат Александр доедет до Владивостока сначала на своей "Яве-Стиль"; в Америку ехать у него не получается, далее он планирует принять участие в пересечении Европы, но уже со мной, вдвоём на "Волке". Африку планируем преодолеть на двух "Уралах", всё тот же "Волк", с коляской с ведущим колесом. То же самое и Австралию.
Естественно возникает вопрос: "Зачем на "Урале"? Ведь он не настолько надёжен, лучше на японском мотоцикле, который наверняка не подведёт!" Да очень просто: "Потому что мне нравится "Урал-Волк", потому что я уверен, что он пройдёт везде и выдержит любое испытание, а ещё - из-за патриотических чувств к родной Русской технике!" Хочется доказать скептикам, которых, как я убедился, очень много, что наш "Урал" способен преодолевать большие расстояния за относительно короткие сроки, и при этом не доставлять серьёзных хлопот драйверам и пассажирам.
Кстати про скептиков: когда я с кем-нибудь делился своими планами, то получал взамен волну пессимистических мыслей и мрачных пророчеств. Специалисты отвечали безапелляционно: "Волк не дойдет до Владивостока, или это будет такой геройский подвиг, если ты доберешься до Владивостока на нём!" А кто-то говорил: "В лучшем случае ты доедешь до Байкала, да и то вряд ли, а после придётся эвакуировать мотоцикл из-за его неспособности ехать! Лучше бы ты ехал на "Урале-Соло", хотя бы с запчастями не будет проблем по дороге, а на "Волк" ведь ничего не найдёшь!"
Поэтому о кругосветке я вообще решил молчать, всё равно в ответ ни от кого ничего утешительного не услышу, и утром 28 июля 2002 года мы тихонько уехали из Москвы - я, мой брат и Олег Панин - наш друг.
ПО РОДНОЙ, ПО НАШЕЙ, ПО РОССИИ
И вот, наконец, мы на Дороге, вот и начался наш долгий-предолгий путь!
Запасных частей взяли самый минимум, я - всё для "Урала": два карбюратора, блок щёток генератора, лампочки, свечи, предохранители. Взял две камеры, клей супер-момент, ключи - всё для обычного ремонта. Всем не запасёшься, тем более - класть некуда, мы больше рассчитываем на везение, на удачу.
С собой взяли спальный мешок и палатку "Сampus", непромоканцы для защиты от дождя, а вообще - вещей самый минимум, никаких там котелков, посуды, и прочих предметов быта. Из продуктов старались всегда иметь 2 литра чистой питьевой воды, обязательно сухофрукты, орехи, сухари и молоко. Зачастую питались в дорожных кафе, можно, конечно, взять котелок, примус и готовить пищу на стоянках, но на это уходит уйма времени и лишняя суета.
Денег на всю дорогу до Владивостока взяли 24000 рублей, и надо сказать, что этого вполне хватило на всех нас.
От Москвы до Казани дорога хорошая, доехали мы быстро - за день покрыли 550 км. С Казани поехали в Пермь, нам туда было необходимо попасть, а вообще-то нужно ехать до Челябинска, т.е. спускаться южнее - это более прямая дорога на Дальний восток (смотрите глобус).
29.07.2002. По выезду из Казани решили сократить путь и поехали не на Ижевск, а более прямой и короткой дорогой, как нам тогда казалось, но на самом деле, вышло гораздо дольше и длинней из-за плохих дорог и плутания.
С Перми до Тюмени через Екатеринбург дорога не очень, мягко говоря - местами разбита. По дороге доставляла небольшие хлопоты "Ява", не хотела ехать из-за плохого поступления топлива. По пути и карбюратор разбирали, и бензокраник продували да прочищали несколько раз.
Помогли люди в Екатеринбургской области, в небольшом городке Ачите, - отзывчивые ребята решили проблему просто заменив краник, да и всё.
А вот "Волк" пока не подводит, уверенно идёт вперед, наверное, как "настоящий мужчина", не хочет упасть в грязь лицом перед дамой - "Явочкой".
ПО РОДНЫМ ДОРОГАМ, ТЁМНЫМ И УБОГИМ
Приехали в Тюмень 4 августа 2002. Вроде бы август, но здесь уже холод, - чувствуется, что наступает осень, это как начало сентября на западе России. Удивительно - листья с деревьев здесь уже почти опали, присутствует запах осени.
От Тюмени нас часто останавливали сотрудники ДПС, скорее всего здесь мотоциклисты-путешественники почти не ездят, а едут из Челябинска до Омска южнее - через Казахстан, поэтому нас и останавливают. Наверное, больше из-за любопытства, но на проверку документов уходит много времени, да ещё и на различные расспросы: "а куда едете, а зачем?"...
А стоит им только узнать маршрут, удивляются: "А зачем вам это надо, а какой тут смысл? А сколько вам платят за это? Вы, наверное, ненормальные?.." И так далее. Надоедает.
05.08.2002. От Тюмени до Омска проехали за один световой день - 650 км. Это результативный день, наверное, потому что холодно: весь день шёл дождь, и двигатели не грелись, но зато в дождливую погоду плохо для нас, приходится мокнуть, грязные брызги с дороги летят и на мотоциклы, на одежду, спать ложимся сырые.
Как хорошо, что кто-то придумал обводные дороги в городах, тем людям надо поставить памятник (архитекторам, конечно). Для нас - мотоциклистов, хуже всего ехать через центры городов, уходит много времени, греется двигатель, никакого интереса, если специально не едешь к кому-то. Совсем другое дело - ехать по шоссе, нет суеты, нет интенсивного движения стен автомобилей, которые торопятся-торопятся непонятно куда.
Дорога от Тюмени до Омска, и с Омска до Новосибирска хорошая, не разбита, машин немного, едем без лишнего напряжения. Для "Явы" ” это вообще праздник: нет тех утомительных подъёмов, какие, например, были в Уральских горах. Лес в основном лиственный, очень много берёз, много полей - немного странно; вспоминаем как в Пермской и Екатеринбуржской областях лес хвойный, густой и подступает плотной стеной, даже как-то
мрачновато становится на такой дороге.
Проехали Новосибирск, устали сами и мотоциклы тоже, очень большой город и движение автомобилей очень интенсивное. Из-за большого количества светофоров много работаем коробкой передач, двигатели греются - аж жаль мотоциклы, особенно когда попадаешь колёсами в жуткие выбоины, которых много прямо посреди города, дороги тут плохие. Отсюда вывод: если нет объездной, то такие огромные города лучше проезжать рано-рано утром, когда вокруг пусто.
НО ОСОБОЕ В НАШЕМ ДЕЛЕ - НОЧЬ!
Ночная магия дороги - такие слова просятся сами, когда летишь на мотоцикле, а дорога быстро уходит под тебя, даже не дорога, а лишь тот её участок что освещается фарой. Шум ветра в ушах, ветер завывает в шлеме, заглушая шум двигателя, его почти не слышно, а вокруг бесконечная тайга - это завораживает! Увлёкшись ночной ездой даже останавливаться не хочется, - но нет! - на сегодня хватит, пора ставить палатку...
А утром - опять в дорогу.
Подъём в 7 часов: пробежка - для моциона, в 9 часов - отъезд и начинается гонка до позднего вечера. Проезжаем 100 км - завтракаем, и дальше, через каждые 90-100 км отдыхаем по 30 минут и даём остыть двигателям, хотя б немного. Как правило, 50 км проезжаем легко, а следующие 50 км даются труднее.
Постоянно смотрим на табло спидометра, считаем почти каждый километр, уже и не знаем, как сидеть после 80-го километра: я сам то привстаю на подножках, то сажусь бочком то на левую, то на правую ногу. Ёрзаем на сиденьях, пытаясь чуть-чуть поменять положение ног и туловища, пальцы рук, даже в перчатках, начинают замерзать и немеют из-за недостатка движений, приходиться на ходу ими двигать, чтобы отогреть. Но не очень-то это помогает. Надо останавливаться!
Желание проехать как можно больше присутствует всегда у любого водилы - представьте себе дальнобойщика-работягу дорог, и у байкера тоже есть это стремление, - все гонят, оттягивают, как можно дольше, необходимый отдых,.. Но не тут-то было: и дороги не те, и усталость накапливается, мы за день проезжаем максимум 600 км, обычно лишь 500 км. Много времени, кроме остановок для отдыха, уходит на АЗС, ДПС. Но вот вспоминаю - в том путешествии, дальше, на восток от города Омска, работники ГАИ-ГИБДД стали нас останавливать пореже, и это радует.
Днём, чтобы отдохнуть, заезжаем в лес, но долго тут не протянешь - почти невыносимо находится в нём: стаи комаров оккупируют со всех сторон, всё время приходится вести с ними бой, отмахиваешься от них, но это мало помогает - сибирские таёжные комары, едва прикоснувшись, мгновенно успевают напиваться крови. Надо ставить палатку, но это обычно вечером: хоть комаров и больше, но мы ставим палатку быстро и запрыгиваем туда, они уже облепили тент, а проникнуть внутрь не могут - вот мы и засыпаем под этот страшный шум, который издают беснующиеся в бессильном гневе несчастные комары.
В дальней дороге радует экономичный расход топлива: как ни странно, у "Урала", так же как и у "Явы" - 5 литров 92-го бензина хватает, чтобы проехать 100 км. Мотоциклы терпеливо везут нас хоть и не быстро, но всегда к цели.
На ходу прислушиваемся постоянно к шуму, который издаёт двигатель, лишь бы не появилось лишних шумов, а уж как мы переживаем и беспокоимся, когда от усталости двигатель начинает работать с надрывами и издавать нехарактерные для него звуки. После заправок, после остановок прислушиваемся - как двигатель заводится, привыкаем к его "голосу" настолько, что различаем мельчайшие оттенки, показывающие - всё ли ладно внутри! А нам ещё далеко, нам до Владивостока - так хочется доехать туда без лишних ремонтов.
СИБИРЬ, БАЙКАЛ - И ДАЛЕЕ
В Сибири продолжает удивлять преобладание берёзового леса, берёзы очень высокие с густой листвой, а мы думали, что уже будем видеть только хвойные таёжные темнолесья.
Кузбасс. Кемерово проехали быстро, наверное, город небольшой, а может, потому что пересекли его по краешку. И вот тут-то местность кардинально изменилась, пошли высокие холмы, и лес перемешался - березы, сосны, лиственницы, над ними живописной окантовкой возвышаются тёмные верхушки елей. Дорога там хорошая, ровная, пусть часто петляет, зато
вокруг становится всё краше и ехать интересней, куда лучше, чем от Тюмени до Новосибирска, да и комаров, вроде, поменьше. Да и местность не болотистая - останавливаешься для ночёвки на сухом.
Про комаров рассказ всегда особый - эта "беда" набрасывается на нас на стоянках, но зато всегда, по всей дороге, в воздухе летает очень много всяких разных других насекомых: есть и совсем мелкие, а частенько очень крупные. Они ударом разбиваются о стекло шлема, и остатки их, бедных, расплываясь, мешают обзору. Благо, что стекло выдерживает такие удары. Думаю, а если бы не было стекла, то нос сломает какое-нибудь эдакое "воздухоплавательное" существо. Так что шлем в таких походах просто обязателен! И мы почти нигде не снимали шлемы: насекомые - это одно, а ещё по всей дороге, особенно на самых плохих её участках, и пыли, и камней хватает, они летят из-под колёс встречных грузовиков, порой с такой большой силой - нечаянно можно остаться без глаза, а то и совсем без головы!
Через каждые 500 км приходится очищать шлем от кучи останков этих насекомых и от грязи, конечно...
До Красноярска остаётся 150 км, но километры тянутся так медленно: смотрю на спидометр, про Владивосток уже и не думаешь, просто Красноярск - особое место ” это половина пути, полстраны, "по-пол-части света". Эта половина для нас многое значит!
Решили поставить палатку не доезжая до этой "половины": тормозим перед поворотом в лес. И тут мой брат Саня, на своей "Яве", когда стал притормаживать, в этот момент у него слетела цепь, а она уж изрядно была растянута, - частью цепи заклинило колесо, и Саня улетает в кювет. Приподымаюсь выше - что с ним? Встаёт! Фу, слава Богу, отделался лёгким испугом, а вот бедняга-мотоцикл остался без зеркал. Всё остальное не пострадало! Повезло! Дуги помогли и нагруженные сзади рюкзаки смягчили падение - Саньке "везёт": уже второй раз улетает в кювет, первый раз - в начале пути, но тоже не на большой скорости. Бывает!
Вообще на плохих участках дорог, и при объездах, где нет асфальта, а только гравий или щебень, "Яву" начинает изрядно мотать из стороны в сторону, она очень неустойчива, часто её заносит - вот и бывают падения. Если мы едем на двух мотоциклах, то мне на "Урале" приходиться останавливаться и ждать. Санёк злится в таких случаях и говорит: "Везёт тебе, Серёга, ты на "Урале"! "Волк" идёт ровно, уверенно, устойчиво, потому, что он тяжёлый и колёса сзади широкие.
Когда проезжали город Ачинск, то заплутали в нём, но это неожиданно оказалось, наоборот, полезным - вдруг к нам подъехали представители местного телевидения, мы удивились - словно специально подгадали, знали, что мы заблудимся в их городе! Попросили дать интервью, поснимали на камеру наши мотоциклы, расспросили о нас самих, о нашей поездке, и сопровождая нас, показали дорогу на выезд из города.
На дороге между Красноярском и Иркутском повстречали двух своих коллег, только из-за границы: они совершали путешествие на мотоциклах эндуро "Honda", из города Праги через Москву до озера Байкал. Сейчас возвращались обратно, домой. Попили с ними в придорожной "кафушке" чайку, поговорили: они в среднем идут со скоростью 120 км в час, немного быстрее, чем мы, и за день проходят более 700 км. У нас маршрут подлиннее, а вещей намного меньше, чем у них, мы не обременяем себя ничем лишним. Они давай спрашивать - как бороться с комарами, как от них защищаться? - видно, замучили их уже наши комарики. Но как-то терпят же, потому что ночуют в основном в палатке в лесу, как и мы - молодцы, ребята! Разговорились.
Посидев минут пятнадцать, разъехались. Счастливой дороги! А как по ихнему эти слова будут - так мы и не поняли, а вроде бы родственные языки ” чешский и русский!?
Трасса от Красноярска до Иркутска не везде хорошая: то асфальт, то гравийка. Много совершенно разбитого асфальта. Как специально сделано - 30 км - асфальт, 30 км - всё разбито и посыпано щебнем. Уверен, это происходит из-за того, что разные РСУ - ремстройуправления - заведуют участками трассы по 30 км друг от друга: где мастера нормальные, знают как дорогу делать - там и ехать приятно, а в каком РСУ нет толковых мастеров - там, по их участку, и ехать невозможно. Считаю, это и есть самое точное объяснение необыкновенному феномену 30-километровых, сильно разнящихся друг от друга по качеству, участков дорог!
По прикрытому щебнем бывшему асфальту ехать на мотоцикле тяжело, да к тому же из-под него и пыль взлетает, словно по пустыне несёшься - мы и наши мотоциклы все в этой пыли. В таких условиях больше 500 км в день проехать очень трудно, а чаще и вовсе 400 км выходит.
Дорога за Красноярском проложена по высоким холмам, на горизонте, в синей дымке, видны очертания гор, а вокруг тайга: дикие лесины подступают плотной стеной к дороге, всё зажато ими. Здесь на протяжении многих километров только леса, леса, полей нет. А как-то раз увидели впереди как через дорогу пробегает олень - красивый, точёный, словно ожившая скульптура, непривычно - для нас очень необычное зрелище!
Мотоциклы - терпеливые парни: несут нас вперед, несмотря на свою усталость, мы уже отметку "5300 км от Москвы" прошли, уже больше половины пути.
В городе Канске увидели красивую ухоженную часовенку, подъезжаем, а она оказывается построена "В память погибшим морякам": удивительно здесь, вдали от всех морей, видеть такую церквушку - наверное, это вернулся кто-то живым со страшной морской бойни или из тяжёлого опасного плавания по Северам, в Антарктику ли, вернулся без друзей, без соратников - вот и оставил память о них на земле. Заходим - Санька, Олег и я, поставили свечки за души погибших моряков. Славно.
А вообще-то по всей дороге, начиная с западной окраины Сибири, к сожалению, церквей очень мало. Зато увидели мы чудо: как по обочине дороги в глухой-глухой тайге шёл одинокий странник. Видно сразу, что издалека идёт, наверное, паломник или отшельник, человек лет тридцати, нёс большой крест и икону на груди. Идёт спокойно, уверенно, словно не сотни-тысячи километров перед ним, а от дома до дома в посёлке - такая уверенность в шаге.
После встречи с ним я ехал словно в забытьи - и до сих пор всё помнится та встреча со странником, - чист его путь и благословенен, это путь к Богу!
Не доезжая до Иркутска 200-250 км, начинаются лесостепи, ландшафт напоминает, как ни странно, Казахстан, а вот сразу после Иркутска, километров эдак через 40, снова начинаются горы: дорога превращается в серпантин и незаметно-незаметно выводит к необъятным просторам великана-озера.
Байкал! Поначалу даже не верится, что удалось увидеть это озеро-море, как его здесь называют, раньше видел только на карте, в кино, а сейчас - воочию, подумать только - Батюшка-Байкал! Вода чистая-пречистая, но холодная-ледяная. Места вокруг живописные, не обманывают ожиданий, горы подходят к самой воде, а самое главное - не такие людные и шумные места, сразу вспоминаешь контрастом заполонённое побережье Чёрного моря.
Мы отдыхали на берегу Байкала сутки, остановились недалеко от городка Слюдянка - интересное название, наверное, в зиму тут лёд как слюда переливается, а может где месторождения рядом есть - никто и не подсказал. Постирали свои запылённые одежды, повозились с мотоциклами и - айда дальше в путь!
"Ява", бедная, надрывается на крутых подъёмах в гору, а "Уралу"-молодцу несложно даже с двумя седоками. Олег Панин терпеливо, без жалоб и стонов, сидит сзади меня; за рулём мне, наверное, легче - движения разнообразнее, хоть и не так отвлекаешься на окружающее, только на дорогу, да на дорогу, а он сидит зажатый в одной позе - зато головой крутить можно сколько угодно! Но я лично пассажиром ехать не люблю - неуютно мне не держаться за "рога".
Незабываемое впечатление осталось после Бурятии, чувство какой-то свободы, крылатого парения испытываешь, когда едешь по дороге лежащей в степи: а за степью, словно окружая её, на небольшом, кажется, расстоянии, горы - и они уходят далеко за горизонт. Какие вершины лысые, а другие, местами, поросли кустарником и деревьями. Легко тут.
Чувство полёта испытываешь ещё и потому, что здесь редко встречаются машины, нет постов ДПС, только просторы степей, воздух, небо, свет, воля, и не давит лес. Видели, на ночевке, как табун лошадей спустился к горной реке на водопой: звуки необычные - храп и фырканье, перемешались с лёгким эхом; места эти напоминают картины из далёкой детской фантастической сказки. Холмы с причудливыми наслоениями большой массы камней, особенно запомнилась одна такая гора, называлась "Спящий лев" - уникальный памятник древней природы, подарок Человеку.
ВЕЧНОСТЬ НА ДОРОГЕ
Мы уже, кажется, целую вечность в дороге, тысячу лет на мотоцикле, - чувствуется усталость, да такая, что приходится просто заставлять себя садиться снова за руль; дорога тоже порядком надоела, только и видим - дорогу и спидометр, спидометр и дорогу! Зачем? Ведь надо смотреть вокруг, любоваться этими дивами, ан нет, в голову вбита, как гвоздь, цель - Владивосток, Владивосток, Владивосток... Вот и едем, крепко держась за руль, наблюдая за счётчиком спидометра и считая, по одному, километры. Эх, проходит сейчас бесполезно моя жизнь - и как проходит: сижу на мотоцикле, а потом вдруг прояснится - так это же моя мечта осуществляется, мечта моего детства, моей, нашей с Санькой, юности!?
Нет, шалишь! Здорово это, здорово!
Так что - вперёд, на Владивосток! Значит, и романтику надо питать, осмысливать её, переживать за мечты, чтобы не чувствовали они себя в голове одинокими среди забот насущных, ежесекундных. Романтика - это мечты о вечном!
Я с 13-ти лет мечтал о мотоциклах, и о такой, вот, жизни на мотоцикле, как сейчас. Я не спал ночами - видел себя за рулём, и вот оно свершилось - я слился с мотоциклом, он - часть меня: если его колесо попадает в яму на дороге, то мне от этого больно, я жалею моего стального друга - часть моего тела, он для меня живой, я с ним разговариваю мысленно, посылая ему поддержку, и он отвечает - терпит и идёт вперед; и мы - люди, терпим тоже, и продвигаемся вперёд вместе.
Я уважаю и люблю свой родной "Урал", своего красавца-"Волка", словно мы стали "волками", на время, безумными байкерами, потерявшими чувство реальной жизни. Для нас сейчас существует только эта дорога, только мотоцикл и невидимая цель впереди. Мы в каком-то другом измерении, во сне, это необъяснимое мироощущение, мы так не похожи на всех окружающих нас людей, мы ненормальные, нас многие по дороге так и называют.
Почему?
Да потому что наши брюки не стирались уже 15 дней и это здорово заметно, наши куртки в пыли и представляют для мух лакомое блюдо, так как на их поверхности размазано огромное количество насекомых разных цветов и размеров, жёлтых, зелёных, лиловых, ржавых...
Где бы мы не проезжали и не останавливались в пути: на АЗС ли, в столовых, на стоянках, в магазинах и даже на светофорах, сразу находится очень много любопытных, которых интересуют и мы, и наш транспорт, наш маршрут, и самый вид. Окружают, рассматривают, почти всегда задают вопросы такого характера: "Наверное, тяжело держать руль весь день, да? Это как на заводе, у станка? А в дождь вы тоже едете? А это что - "Харлей?" - показывая на "Урал", "А сколько стоит мотоцикл? Какая мощность, какой объём?" Многие удивляются внешнему виду нового "Урала". И нам странно и приятно это - так своим путешествием мы помогаем узнать людям новый Русский мотоцикл. Крайне редко бывало, что попадались те, кто узнавал в "Волке" - "Урал". Зачастую водители-дальнобойщики и те - просились сфотографироваться на русском "Харлее". Остаются под впечатлением от встречи с нами, прощаются и с мотоциклами: наверное, мы со своими железными конями пробуждаем в них замершие где-то в душе детские фантазии о таком же удивительном стальном друге. Приятно остаться в чьей-то памяти добром!
После Читы, в Читинской области, дороги стали совсем никудышные, асфальт вовсе в редкость, в основном гравий и щебёнка, бесконечные спуски и утомительные подъёмы на горы. Мотоциклы так и стонут, да ещё стоит сильная жара, двигатели греются, опять всё в пыли, да всё ямы, ухабы,.. молимся - хоть бы до Владивостока выдержали бедные лошадки!
Решили - доедем до Чернышевска и там будем грузиться на платформу, там все машины грузятся на железную дорогу, даже огромные грузовики. Как нам сказали - дальше, до самого Шимановска, дороги нет, паромов и мостов через реки тоже нет. Край тяжёлый, так и хочется сказать - нищий, в городках и сёлах грязно, уныло, но люди, на удивление, хорошие, отзывчивые, готовые помочь. В деревнях даже старые люди ходят за грибами и ягодами, с большими баками за спиной, они как рюкзаки висят сзади, туда входит где-то вёдер пять, не меньше, удивительно - попробуй донеси!
Подумали - будь у нас мотоциклы "эндуро", ещё можно было бы попробовать ехать по тайге без дороги, но наши мотоциклы созданы для асфальтовых дорог, особенно "Урал-Волк" с его низкой посадкой. Уже сейчас езда по плохим дорогам сказалась на нём: правый глушитель болтается на проволоке, левый весь в пробоинах, резина вся в подозрительных глубоких трещинах, и изрядно стёрта. Но надо отдать должное - "Волк" держится молодцом и мужественно едет вперёд.
В Чернышевске посчастливилось загрузить мотоциклы в вагон проходящего почтово-багажного поезда, проводники позволили нам ехать тоже в вагоне вместе с мотоциклами. Класс! Не расстались!
18.08.2002. Выгрузились на станции Облучье недалеко от Белогорска. Здесь прошёл дождь, дорога в очень плохом состоянии, сплошная жижа из грязи, хорошо, что глина тут с песком, а то бы совсем увязли, да выручают глубокие колеи, оставляемые грузовыми автомобилями, по которым и пытаемся передвигаться. Радуемся, что участок полного бездорожья проехали в вагоне, иначе бы в тайге похоронили свои родные мотоциклы, как это получилось у наших предшественников - байкеров из Харькова.
Они сунулись в самые дебри, отказавшись от платформы, от вагона. В результате довели двигатель "Днепра" до такого состояния, что спасти его в этих условиях не удалось!
От Читы до Биробиджана нет не одного поста ДПС, а вот в Приморском крае началось - часто останавливали. Но всё равно - за один день, 19 августа 2002, с раннего утра и до 23:00, проехали 730 км и достигли своего Владивостока.
НОЧЬ!
Въехали в город. Машины вокруг только японские, это сразу бросается в глаза, на улицах порядок, нет мусора, здания в хорошем состоянии, одним словом - город красивый, умытый и выглядит аккуратно. Так и подобает крупному портовому городу, ведь сюда съезжается столько иностранцев, моряков, туристов, привозят столько товаров из Китая, Японии, Кореи, Австралии, да со всего мира!
Добрались! 21 день - 9000 км! Большой поклон нашим стальным труженикам, это они - настоящие герои, а мы ехали с ними, за компанию.
Наступил новый день 20 августа 2002 года.
ИТОГИ ПОДВОДИТЬ РАНО - ВПЕРЕДИ СТОЛЬКО ДОРОГ:
Этот выдержанный нами путь оставил в душе неизгладимый след, и подарил незабываемые впечатления. Одно - что мы лучше узнали нашу Родину и людей её населяющих. Я думаю, что если проехать весь этот маршрут, например, на поезде, или даже на машине, то вряд ли останутся такие глубокие впечатления, как от езды на мотоцикле: всё промелькнёт слишком быстро в рамке окна перед глазами. Мы же имели возможность ночевать в деревнях, в поле, в лесах и ощущать природу и нравы людей.
Второе - и главное: дорога от Москвы до Владивостока показала нам, что мы способны на многое, на большее, что мы не остановимся на достигнутом, что это и есть то НАШЕ, к чему мы стремились, стремимся, и чем должны гордиться в будущем. Потому получилась после той дороги и Южная Америка, и Африка - от Москвы до Намибии, до берега Атлантики, и получатся обязательно Австралия, Азия, Северная Америка - да вся наша кругосветка именно на родных мотоциклах "Урал" - это мы тоже решили в той дороге по своей стране.
И ещё.
Хочется привести слова тех ребят, наших коллег по увлечению, которые в 2001 году, только на "Днепре", из Харькова чуть-чуть не доехали до Владивостока: "Каждый Байкер должен всегда помнить, что за ним, по проходимой им Дороге, обязательно пойдут другие. Его главная задача - оставить за собой чистый след и хорошее людское впечатление о мотоциклетной братии, облегчив этим Путь идущим позади Тебя."
С тем и отправляемся в новый свой путь!
|