Часть 6
Сквозь обе Америки
Глава 1
От Аляски до Гватемалы
МОСКВА - СИЭТТЛ
Началось! Вылетел самолётом Аэрофлота из Москвы в Сиэттл в 12:20.
Четвёртый этап, по планам, должен быть преодолён за 2-2,5 месяца, от Аляски через всю Северную и Южную Америку до самой южной точки материка - острова Огненная Земля.
Общий плановый километраж около 28000 километров. Оптимистичный прогноз даю потому, что дороги в Америке хорошие, только на некоторых участках маршрута придётся попотеть, а в целом, с дорогами, проблем не должно быть. Этот вывод делаем судя по картам, и по информации полученной от российского путешественника Владимира Лысенко, проехавшего весь этот путь в 1997 году на автомобиле "VOLVO-240", который он купил на Аляске специально, чтобы сделать свою Кругосветку "Через крайние точки всех континентов". Скажу сразу, что это Владимиру, в конце концов, удалось сделать!
Старт и у нас на Аляске, но начинать путь приходится одному. Такое случается первый раз в жизни, скучно одному. Довольно долго придётся ехать в одиночку - это первый мой опыт одиночного мотопохода, и ладно бы - в России, а то по чужим странам! Надеюсь, что привыкну, в какой-то степени сам к этому стремился, да и чувствую, что мне одиночество пойдёт на пользу, в духовном плане.
Вообще весь этот проект - на мотоциклах "Урал" - слишком уж суетный, по сравнению с предыдущими нашими экспедициями. Там мы были на природе, видели перед собой лишь стихии, а сейчас видим множество стран, много разных городов, народов, много общения - одним словом я чувствую, как растрачиваю себя, как будто целостность моя разлетается по кусочкам, если выражаться образно. В морских походах наоборот - собираешься, энергия накапливается. На "бесконечных" вахтах - ночных и дневных - часто остаёшься один, углубляешься в себя, размышляешь о мире, о смысле жизни, о будущих задачах, о своём предназначении, о Боге и о Его промысле. Да и вообще - о многом другом. Вот и теперь надеюсь, что у меня будет такая возможность - уйти в себя ” так надо!
В промежутке между Африкой и Америкой произошло много событий. Слава Всевышнему! Плотное знакомство с ребятами из управляющей компании Фёдора Конюхова: Андреем Головченко, Геной, Пашей, Ромой, хорошие трудолюбивые люди. Геннадий помог наши видеоматериалы разместить в передаче "Клуб путешественников", мы встретились с самим Юрием Александровичем Сенкевичем. Потом мы попали в передачу "Земля Фёдора Конюхова", на канал "7ТВ", там создали 24-минутный фильм о нас.
И самое главное, это знакомство с Фёдором Конюховым, мы встретились с нашим идеалом, который, в общем-то, здорово подвигнул меня к решительным действиям, своим примером. Встреча с Фёдором не только не разочаровала нас с Саней, но ещё больше укрепила отношение к этому замечательному человеку, путешественнику.
Интересно, что именно в тот же день мы познакомились сначала с Юрием Александровичем Сенкевичем. Утром он дал нам добро на съёмку, и на размещение наших видеоматериалов в его передаче.
Мы увидели его кабинет, он весь оформлен так, как я видел это с детства по ТВ. Там были и плот - модель знаменитого "РА-2", был парусник, сувениры, экспонаты с разных концов света. Эта встреча - уже огромное событие, и к тому же - всё навалило в один день, по счастливому стечению обстоятельств.
Но вот буквально четыре дня назад узнаю о смерти Юрия Александровича Сенкевича - этого замечательного человека, который в нас посеял зёрна путешественников. Мир опустел для меня в тот момент, а ведь за день до его смерти я договорился с ним о встрече. Не получилось! Печаль.
27 сентября, два дня назад, побывали на III Московском фестивале экстремального и приключенческого туризма "Грань". Зал помянул минутой молчания ушедшего Юрия Александровича Сенкевича. Показали ролик о нём, пронзительная музыка, знакомые и незнакомые нам кадры...
На фестивале собрались многие известные российские путешественники, и там показывали наш сюжет из передачи Клуб путешественников, рассказывали о нашем проекте На "Уралах" вокруг света, а в итоге наградили кубком и дипломом, наряду с такими знаменитыми путешественниками как Владимир Чуков и Николай Литау.
Странная жизнь: ведь всего 2-3 года назад мы о них смотрели по ТВ и читали в журналах, а теперь - в одном ряду.
"Прощальную" Пресс-конференцию мы проводили в мотоклубе "Ночные Волки": создатель клуба - Хирург, дал напутствия от имени всех мотобайкеров Москвы и проводил в путь, нас провожали и ребята из управляющей компании Фёдора Конюхова.
Вот я и в Америке, в Сиэттле, даже не верится поначалу. Встретил меня сотрудник дилерской компании Ирбитского Мотоциклетного Завода - Дмитрий Слободин, молодой человек, лет 35, его пришлось немного подождать, а мне уж подумалось добираться самостоятельно.
Приехали в дистрибьютерский центр ИМЗ, знакомимся. Глава центра - Гарри Кэлси, и генеральный директор завода Илья Хайт. Он вместе с Дмитрием Лебединским руководит работой нашего главного российского мотозавода. Илья Хайт в последнее время всё больше находится в США, налаживает здесь сбыт наших мотоциклов. И берут!
Жить буду, до отъезда на Аляску, у Сергея Мотова - механика из Ирбита, в домишке, находящемся в 20 км от конторы. Состояние у меня пока сонное, сплю на ходу, для меня сейчас ночь, а здесь - день, разница во времени - 11 часов назад. Ребята говорят, потерпи, спать ложись вечером и так быстрее привыкнешь! Конечно очень тяжело ломать себя, привык к другим временным ритмам, но никуда не денешься - надо.
Вечером увидел свой "Урал-Волк". Серого цвета, каким и должен быть настоящий Волк, на нём я и поеду. Погладил его, мысленно ему сказал - мол, не подведи! Сегодня уже ничего не успеваем решить, всё - на завтра.
30 сентября 2003. Вторник.
Ночью спал очень плохо, ворочался. Утром совершил пробежку в парке. Природа похожа на нашу, но всё-таки много таких деревьев, каких я в России не встречал. Наконец-то увидел секвойи, о которых читал у Фенимора Купера, много тут папоротников.
Прежде чем стартовать от Аляски по Америке, нужно решить много задач:
1) Оформить мотоцикл на моё имя, а здешняя контора не занимается розничной продажей. Вот и решается этот вопрос с дилером, который мне как будто бы продаст "Урал".
2) Нужно каким то образом отправить мотоцикл на Аляску, и уже оттуда ехать на юг, не вижу смысла ехать своим ходом на север, а потом возвращаться. Таким образом сэкономлю время, и резервы "Урала", у российского мотоцикла они очень даже не безграничны.
Надо решить, на основе собранной информации, какие тут цены на перевозку мотоциклов, каким транспортом лучше воспользоваться - авто, авиа, морским, аренда пикапа? Скоро будет ясно.
Поехал с Дмитрием Слободиным по мотомагазинам искать ящики, которые надо будет установить по бокам мотоцикла. Ещё нужны ручки с обогревом, багажник и много разных нужных вещей, в дорогу.
Вечером ездили на встречу с людьми из клуба любителей "Урала". Возле кафе собралось несколько Уралов" с колясками и несколько одиночек, странно было видеть американцев на русских мотиках. Попили пиво, пообщались, Дима показал на компьютере наши фотографии, как мы ехали по Африке, все смотрели с большим интересом.
1 октября
С утра с Сергеем Мотовым - механиком "золотые руки", подготавливаем Урал-Волк в дорогу. Сергей помог собрать комплект инструментов, решили какие запчасти нужны в дорогу. Всё никак не решится вопрос с оформлением и отправкой "Волка" на Аляску, медленно, медленно двигается дело, или, может, я торопливый такой!?
Ездили на обед в кафе с Ильёй Хайтом. На мой вопрос о слабом финансировании с их стороны на такой широкомасштабный кругосветный проект, объяснил, что состояние дел на сегодняшний день оставляет желать лучшего, обороты продаж невелики, так что, помогать деньгами, скорее всего, много не смогут.
2 октября.
С утра поснимал на видеокамеру весь этот дистрибьюторский центр ИМЗ для будущего нашего фильма. С Сергеем Мотовым опять за работу, надо изготавить крепёж из труб для багажных алюминиевых ящиков. Трубки гнём, потом привариваем. Вдруг заходит в мастерскую женщина, спрашивает на русском:
- Это здесь? Слухи дошли, что российские мотоциклы продают? О, вы, что ” их делаете?! - удивлённо, глядя как мы лихо гнём трубы.
Сергей Мотов приглушённо так мне:
- Неужели не понимает, как можно в таких условиях производить мотоциклы? Странное мышление у женщины!?
Смотрю на Волка, нравится он мне - со всех сторон - гармоничный дизайн! Быстрей бы в путь, только никак Дмитрий и Гарри не решат с оформлением аппарата. Время тянется, уже трое суток я здесь торчу, как всё медленно делается!
3 октября.
На мой "Урал" Сергей установил изготовленное крепление для боковых ящиков, переставил поворотники, протестировал все узлы и ” Волк готов "к бою". Илья и Джейсон наклеили на бак и на ящики рекламу их фирмы, телефоны, электронный адрес, марку "URAL", то же самое и мне на шлем наклеили. Илья заказал "YELLOW-грузовик", тот быстро приехал, загрузили мой мотоцикл и увёз он на Аляску, вместе с другими грузами, мой мотоцикл. А я по списку собираю последние запчасти и инструменты.
Вскоре выяснилась удивительная вещь: с отправкой-то аппарата решили, а вот оформить, оказывается, в ближайших штатах на меня мотоцикл не получается, и команда ИМЗ приняла решение, после разговора с Питом ” дилером на Аляске, оформить всё в Анкоридже. Оказалось, что на Аляске оформляют быстро. Для меня это всё те же проблемы, которые обязательно встают на пути.
Так что мне Дима покупает билет, и я лечу туда, но только во вторник, через пять дней, потому что, во-первых, грузовик туда едет целых 6 дней, и во-вторых Пит будет занят и сможет заняться мной только во вторник после обеда. Я немного огорчился, всё так медленно двигается, рассчитывал, что пойдёт намного быстрее. Думал, что прилечу в Сиэттл в понедельник, к среде оформим мотик, в четверг отправим на Аляску, а в субботу уже стартую из Анкориджа, - но не тут-то было! Я по натуре такой, делаю всё быстро, стараюсь делать всё быстро - вроде получается.
После анализа минувших событий понял, что здесь, в американском центре ИМЗ, работа поставлена организованно, каждый делает своё дело, никто просто так не сидит, и мои вопросы ни на секунду не забывали. Гарри звонил, узнавал, вёл переговоры, но мне кажется - если бы я не стоял над душой у Ильи Хайта и Димы, то всё решалось бы медленнее. Тогда в четверг вечером Илья мне говорит: "Ты здесь всего трое суток, а уже сколько сделано, решили все твои вопросы - мы работаем быстро!" Но я думаю про себя: "Хорошо, что я их постоянно торопил, а то бы растянули на неделю!"
Решаю свободное время посвятить голоданию - есть такое желание потренировать организм перед непростой дорогой. Решил голодать трое суток, раз уж выдалась такая возможность, читаю много книг и заодно черпаю информацию из Интернета: после Африки, дома, всё никак руки не доходили до него - много других дел. Даже не знал, что там о нас в Интернете пишут, да и вообще, было много вопросов, нужно было всё скачать, прочитать, уточнить - вот здесь, в Америке, этим и занялся, когда же ещё!?
Живу с Сергеем Мотовым в типичном американском домике, здесь в основном все дома имеют лёгкую конструкцию, строят их не из кирпича, как у нас, а из фанеры, обшивают сайдингом, или досками. В США подавляющее большинство людей живут в отдельных домиках, не как у нас - в огромных многоквартирных домах, и поэтому здесь любой город растягивается на многие, многие километры.
Сергей - человек спокойный, положительный, без вредных привычек - мне повезло, вечером читаем книжки, утром у меня ранний подъём в 6:00, а просыпаюсь ещё раньше, часов в пять, бегаю в парке -находится рядом. Потом быстро завтракаем, и к 8:00 едем на работу. Он весь день обслуживает "Уралы" на гарантии, а я решаю разные свои экспедиционные вопросы.
Вечером, в 17-18 часов, снова едем домой, в 20-21 уже валюсь с ног - спать страшно хочется, живу всё ещё по ритмам другого полушария, но чувствую изменения в организме - привыкаю.
Хорошо всё-таки, что во время моего приезда здесь находится генеральный директор ИМЗ - Илья Хайт, человек спокойный, дельный, он проникся моей идеей Кругосветки, проникся ко мне, пытается помочь во всех вопросах, да и вообще - мы нашли с ним общий язык. Объясняю, что этот, 4-й этап, нужно профинансировать лучше, объясняю ему: "Не дело, что я еду один и беру на себя обязанности механика, видеооператора, фотографа, водителя и руководителя в одном лице - трудно, а главное, если за всё хвататься, то все пункты плохо могут получиться. Мы заинтересованы, что бы были хорошие видеоматериалы для составления сюжетов к новостным программам ТВ, для создания разных фильмов, да и вообще, "один в поле - не воин!" Он обещает подумать!
6 октября
После выходных, утром, вижу у Ильи и Мадины - его подруги, лица такие просветлённые, счастливые, они с таким удовольствием рассказывают, как делали восхождение на ближайшую гору высотой 850 метров. Впечатлений масса, мышцы ног болят сильно, но зато довольные! Илья и говорит:
- Сергей, это ты на меня повлиял, раз я на такое пошёл! Здорово!
7 октября
Наконец-то. Попрощался со всеми, спасибо Илье, Гарри, Дмитрию - они решили оплатить мне перелёт на Аляску и отправку мотоцикла тоже.
В аэропорту проверяют строго, все вещи трясут, даже ботинки и те надо снимать, всё прозванивают, прощупывают - сумасшедшие! Надо серьёзно браться за изучение английского, а то как баран стою, ничего ни понимаю, что они там лопочут, почти как глухонемой, смешно над собой!
А вот и Аляска, гляжу в окошечко самолёта - хорошо что мне дали место возле окна: горы, заливы, редкие деревца, даже не верится, что я увидел это место, которое так хорошо описал в своих книгах Джек Лондон. Я счастлив. "Ну, с Богом!" - иду к выходу.
АЛЯСКА
7-8 октября 2003
Стою в зале аэропорта уже более получаса, но никто не встречает. Пытаюсь освоить здешний общественный телефон, чтобы сделать звонок Питу, но ничего не понял - как им управлять! Вдруг смотрю - ко мне приближается улыбающийся, усатый мужик, куртка расстёгнута, сразу видно - наш брат, байкер!
- Хэлоу, Сергей! Извини, запутался с расписанием.
Нет проблем. Пит предложил поехать к своему хорошему другу - Сергею Зозуле. Я обрадовался предстоящей встрече с русским человеком и решению проблемы общения. Мы поехали к Питу домой, он живёт в 40 км от Анкориджа, в городке Чугалак (Chugalak), там же работает Сергей - строит аэропланы и мотодельтапланы. Едем.
Что мне бросилось в глаза - в Анкоридже очень много маленьких самолётов, оказывается, из-за недоступности большинства районов Аляски, многие имеют самолёты как личный вид транспорта, вместо машины. Чудеса - вот бы нашей Сибири или степным жителям такое!?
Приехали на территорию аэродрома. В одной из мастерских я познакомился с Сергеем Зозулей, - мужчина лет 45, светловолосый, крепкого телосложения. Он приехал с Украины, с Запорожья и здесь делает миниаэропланы, руководит работой. Живёт с женой, дочкой, а сын остался на Украине. Пит пригласил его к себе домой на ужин.
Что мне понравилось - это расположение домов, все тут строятся отдельно, стоя на приличном расстоянии друг от друга, особняком в лесу, и к каждому дому ” свой асфальтированный подъезд. Некрепкие на вид, с тонкими стенами, дома, а климат-то суровый - странно!?
Пит живёт в двухэтажном доме, как и все тут. Познакомил он меня с дочкой Викторией - ей лет 15, и с женой Денис, та невысокого роста, полная, как и большинство американцев, а работает в воинской части - сержантом, служит, значит - оператором компьютера.
Пит достал ноутбук, и мы стали смотреть наши фотографии по предыдущему этапу ” по Африке, которые я привёз на компакт-дисках. Вся семья смотрит, а я только успеваю рассказываю, Сергей переводит. Сергей - человек в нашем деле опытный, он был участником экспедиции 1992 года, совместно с чехами, они перелетели тогда на четырёх мотодельтапланах через Берингов пролив, он сказал, что у него дома, в Анкоридже, имеются даже фильм о перелёте с русским переводом, приглашал на следующий день к себе домой, но как-то совсем не уверенно.
Иногда хорошо побыть одному, сосредоточится, привести в порядок все мысли. Вот и сейчас, я остался в доме Пита с утра один, он уехал рано на работу. Я только совершил пробежку, как тут Денис с Викторией уехали тоже на работу - было 7:00. Обрадовался, что буду один. Спокойно заучил несколько английских слов, после буду читать историю России, подумал, что надо дома приучить себя рано вставать раньше - где-то в 5:00 или 5:30 - не позже, много можно успеть сделать тогда! Трудно это - рано вставать, всё себя никак не заставлю, но понимаю, что результативность утром гораздо выше, не то что вечером.
Жду машину, так называемую YELLOW - жёлтая такая, которая должна привезти мой "Урал-Волк" из Сиэттла, выглядываю в окно, не терпится рвануть в путь, ведь как говорит Пит, со дня на день пойдёт снег, нужно торопиться на юг - зима подгоняет. Вышел на балкон, холодно, как у нас во второй половине ноября.
Вообще мысли переполняют меня, в Сиэттле такого не было, а здесь впечатлений больше, хотя немного ещё что удалось увидеть со дня приезда.
Природа тут такая же, как и у нас, деревья - берёзы, сосны, ели. Вчера проехали по Анкориджу, городок небольшой - говорят, 150 тысяч жителей, но растянут намного километров из-за малоэтажных домов, и все здания в стиле Дальнего дикого Запада. Что мне особенно здесь нравится, так это малая населённость: как я понял, со слов Пита, на всю Аляску всего-то есть 360 тысяч жителей ” это много меньше чем у нас на Чукотке.
Деревья уже сбросили свою листву. Всё имеет жёлто-серый цвет, но меня это радует, совсем как у нас - моя самая любимая пора - осень. Время творчества и умиротворения. На горизонте виднеются заснеженные горы, какая же из них Денали, или как её ещё называют Мак-Кинли ” высочайшая вершина Северной Америки!
В доме у Пита много комнат, меня удивил бардак - в каждой комнате много разных вещей раскиданных повсюду. Да ещё бегают две собаки, но это уже навязанный людям стандарт, по всему белому цивилизованному миру - иметь одного ребёнка и собаку, а лучше - две, и ещё - телевизор, малоподвижный образ жизни и беспорядочное питание. Ужинают тут едой из макдонольдса: типичная странно жареная курица, ненатуральное картофельное пюре и бумажные стаканы с кофе. Вот она Америка, зачем женщине готовить? Лучше искусственной пищи из кафе нет ничего на свете! Да и женщинам ещё мужскую работу подавай, обязательно, а как же? - нельзя, чтобы женщина отставала от мужчины, а ещё лучше, если будет в этом перегонять! Зачем?
Вещи, вещи, вещи, куда столько? Человека современная жизнь делает рабом вещей - в них можно утонуть, каждый день реклама нам навязывает, купи, купи, купи! - будто что-то новенькое, ну, например, новую микроволновую печь или овощерезку, как будто без неё на кухне не управиться! И в результате человек обрастает вещами, в большинстве случаев - абсолютно ему ненужными!
А по телевизору вовсю показывают террористов, "жестоких" мусульман, убийц, которые, однако, в Судане, например, с вами поделятся последней лепёшкой и отдадут свою кровать на ночь, а если и кровати нет - то попросят у соседа, сами будут спать на земляном полу в тесной, пустой глиняной землянке с кучей детворы! Вот вам и "жестокие"! Так и делаю выводы: кому больше повезло - американцу, европейцу, со стандартным неестественным мышлением или всё-таки эфиопам, масаям, суданцам, которые живут в хижине из хвороста 2x2 метра с семьёй из восьми человек, без телевизора, но зато с чистой совестью и ясным сознанием!? Есть над чем подумать!
Разве можно целый день смотреть на улыбающегося Арнольда Шварцнегера, с какой-то сухой дамой в годах под ручку, цепляющейся за молодость. Тут, в Америке, вообще только два типа женщин есть - либо полные, либо худые, "диетчицы", иных вариантов не бывает! Все рукоплещут состоявшемуся новоиспечённому политику, а завтра окунут его в грязь, и обвинят на всю страну во всех грехах, которые он даже не совершал - Клинтон тому пример. И наверное, большинство людей всё это воспринимают всерьёз. Мы называемся "совки", но они "совки" больше нас в десять раз. Куда мы катимся!? Куда катятся они?
Рядом с домом загон, по которому ходят два коня, Виктория занимается верховой ездой. У меня тоже мечты построить маленький деревянный домик в Сергиевом Посаде, в лесу, и завести там своих коней, баньку, быть поближе к духовному серцу России - Троице-Сергиевой Лавре.
После английского взялся за историю России, тут позвонил Сергей, Пит через него передал, что с оформлением мотоцикла не должно быть проблем, завтра этот офис будет работать, номера выдадут железные - я вздохнул с облегчением. А то вчера вечером Пит меня огорчил своим заявлением, что номера на новое транспортное средство сразу не выдаются, а только спустя некоторое время 1-2 месяца, вот это была для меня неприятная новость: понятно, что с бумажным временным номерком у меня возникнут проблемы на первой же границе в Центральной Америке.
Уже 16:00, а Пит всё не приезжает, нет и "жёлтого" грузовика, которого я так жду, никого нет. Сижу как узник "один дома", собака бегает по комнатам, попьёт иногда, а другая почему-то сидит в маленькой клеточке (как она там, бедная, помещается?!) и скулит периодически, да так жалобно. Вконец они меня достали, и я решил пойти погулять. Из каждого окна, каждого дома по улице выглядывают собаки, встают, лапками облокачиваются на стекло и воют, скулят, лают. Издевательство одно! Из дворов лают сидя на привязи - собачье царство какое-то!
Проголодавшись, решил приготовить себе чего-нибудь, и вроде бы и неудобно хозяйничать на чужой кухне, но что делать если есть так хочется. Заглянул в шкаф, он битком набит разными коробочками с хлопьями, пудингами, печеньями и т. д. и т.п., а в следующем шкафу нашёл кукурузную крупу. Вот это по мне! Это для меня реальная еда. Сварил, решил поискать кетчуп, заглянул в холодильник, а там разные мясные полуфабрикаты, майонезов одних, с разными добавками, видов 10, кетчупы, соусы, запутаешься, что брать - не пойму, и зачем всего столько хранить дома, если в магазине всегда этого всего полно - мне трудно понять!
Вечером поехали с Питом и его женой Денис в большой магазин. Я не перестаю удивляться здешнему цивилизованному миру несмотря на то, что в Европе был уже много раз. Денис берёт тележку и ходит между рядов и набирает всякие коробки с хлопьями, орешками и т.д. Я честно недоумеваю, зачем? Ведь дома все шкафы и холодильники ломятся от всякой всячины. Наверное, у них ходить по магазинам за покупками, это как вид спорта, или это они для меня решили выйти и показать ихние магазины, в любом случае - такое изобилие и беззаботная жизнь портит людей.
Вечером приехал Сергей Зозуля, пригласил нас в гости. Познакомился с его женой - Леной и дочкой Катей, поужинали, тут Сергей и показал фильм о том как они в 1992 году на мотодельтапланах, совместно с чехами, перелетели через Берингов пролив. Показывал он и фотографии ” разные полёты на мотодельтапланах. Он серьёзно увлечён этим видом спорта с 1984 года, а уж сейчас возможности у него не ограничены, раз уж он в Анкоридже, каждый день при своих аппаратах, собирает их, продаёт, оказывается кому-то нужны такие летательные аппараты. Жена его, Лена, оказалась гостеприимной, хорошей хозяйкой, в квартире у них чисто, она вкусно готовит разные блюда. Мне понравилось.
Но утром пришли невесёлые новости - оказывается мотоцикл из Сиэттла отправили только во вторник, и прибудет он сюда на судне аж в понедельник! Это был удар, и ещё какой! Я уже в США 9 дней - и всё без дела стою! Давно так не огорчался, на сердце печаль, вот тебе и Америка, а ещё говорят, что здесь компании работают чётко, пунктуально, если сказали в четверг, значит в четверг, а оказывается всё не так! Сидеть здесь, и не двигаться к цели - я почувствовал себя узником. Да ещё городская жизнь давит, я эти дни себя не узнавал, такой тоски по дороге, по природе, не испытывал давно, а чувство безысходности похоже на клаустрофобию. Впервые у меня такое, понимаю, что надо бороться с этим злом, ведь это грех, печалиться вообще нельзя, тем более, что по натуре я - оптимист, но было так трудно заставить себя. Что ж, буду читать прихваченные с собой книги, в этом году много запланировал прочитать, но это лучше делать у себя дома.
Хорошо, что жизнь меня свела с Сергеем, он и Лена были не против, чтоб я всё это время пожил у них в квартире, за что я им очень благодарен: удивительные люди, в жизни иногда бывает, что даже родственники не будут относиться к тебе так хорошо, как они.
09 октября, Четверг
С Сергеем поездили по Анкориджу, я докупил недостающие инструменты, потом оформляли документы на "Урал", тут можно всё оформлять, даже если нет самого мотоцикла, главное - есть бумага о купле-продаже. В очереди стояли минут сорок, но зато номера получили за 10 минут - это чудо! У нас намного дольше в ГАИ всё делают.
В субботу поехали с Сергеем, Катей, Викторией, на дачу к Питу - в150 км к северу, ближе к горе Денали, к Мак-Кинли, той самой - высочайшей вершине Северной Америки. Приехали туда, глухомань, людей почти нет. Дома в лесу стоят на большом удалении от друг друга.
Дача представляет собой небольшой столетний дом из брёвен, но выглядит почти как новое строения. Рядом живёт отец Пита - Норвуд, в доме есть туалет, ванная комната, душ, на первом и втором этажах, есть газ, тепло, чисто и уютно, окна большие, удивительно - есть все условия для жизни в такой, казалось бы, дикой глуши. Норвуд рассказал, как иногда к дому подходят медведи - шкуры двух таких любопытных мишек висят на стене у него дома.
Вообще на Аляске очень много медведей, их даже разрешено отстреливать в определённое время года и в случае смертельной опасности. Лоси выбегают из леса на дорогу, даже сам видел. Вечером жгли костёр, пекли картошку, ну совсем почувствовал себя как дома. Такой же лес, такие же запахи поздней осени. Ко мне вернулось хорошее настроение. По другому удалось взглянуть на этот штат Аляска, увидел не только город, забитый людьми и машинами, но и леса и горы, природу.
На маленьком самолёте мы летали к горе Мак-Кинли: дух захватило, зрелище незабываемое - проносишься в такой близости от отвесных скал со скоростью 160 км/ч, пролетали очень низко над вечными ледниками, испещрёнными глубокими трещинами. Представилась возможность под другим углом зрения посмотреть на заснеженные скалы, на ущелья, горы, на саму вершину, до этого я видел горы только как альпинист, своими ногами и тяжёлым рюкзаком на спине восходил на вершины. А тут кажется - вот она, вершина, близко - но не достанешь!
[]
10 октября, пятница
Поехали на работу к Сергею Зозуле и вместе готовили конструкцию из труб для будущего мотодельтаплана - раму. К вечеру приехал Пит, он предложил полетать с ним на его аппарате, естественно я с радостью согласился. Уселся сзади, и мы взлетели, здорово! Перед моим взором опять открылись просторы Аляски. Горы, заливы, мы пролетели над его домом, над берегом залива, увидели косяк летящих гусей, решили за ними погоняться, такого я ещё не испытывал никогда, было: как-то летал в Тунисе, но там полёт был короткий, а тут - сказка! Хоть и замёрз капитально, но настроение Пит мне таким образом поднял прилично.
Заехали в страховую компанию, а там говорят, что с заграничными правами они не страхуют, посоветовали обратиться в другую страховую компанию, находящуюся где-то в центре, дали телефон, сказали, что там выдадут страховку на всю Северную Америку. Пит позвонил туда, сообщил все мои данные, те пообещали выслать на электронный адрес копию страховки. Но не всё так просто оказалось - рано я успокоился!
В воскресенье позвонила девушка с этой страховой фирмы и объяснила, что они тоже не могут выдать страховку иностранному лицу, и дали адрес другой компании, мол, там выдадут. В понедельник - 13-го октября, Пит позвонил туда и тоже получил отказ - не страхуют! Что делать? Позвонили в Сиэттл - Гарри Кэлси, он сказал, что будет сам решать эту проблему. Но зато - Слава Всевышнему, судно с моим "Уралом" пришло, значит скоро я увижу "Волка", и буду готовится в путь.
Пит стал называть меня не Сергей, а "спецназ", узнав мой образ жизни, увлечения. Каждодневные утренние тренировки, пробежки, иногда на дальние дистанции - на 20 км.
Оказалось, что на Аляске живёт много русских староверов, я часто их видел в магазинах - ходят в рубашках и платьях, между собой говорят на русском. Интересно.
Опять проблемы со страхованием, страховку могут в Анкоридже выдать - если только есть американские водительские права, а у меня, естественно, российские.
Лена с Сергеем очень участливо относятся к моим проблемам, всячески хотят помочь решить все вопросы. Лена предложила получить водительские права США, сдать теоретические экзамены, вождение, весь этот процесс занимает немного времени, а с ними я получу долгожданную страховку. Только взялись за дело, а Сергей смотрит на календарь и смеётся:
- А сегодня праздник, СOLUMBUS DAY (день Колумба), всё закрыто, это мне сказала мой бухгалтер.
Опять праздник! Я снова застреваю здесь! То одно, то другое, что за наказание такое!? Какой-то дебилизм, что ли, творится в Америке, я был уверен, что не должно было быть тут проблем, думал - если платишь деньги, всё решат! А тут оказывается больше проблем, чем в СНГ, у нас все проблемы такого характера я давно уже бы решил.
В ПУТЬ
- Сколько впереди тысяч километров? Подумать страшно!!! - говорит Сергей, хватаясь за голову.
Выехал я в 17:00, было 14 октября 2003 года, во вторник. Пит и Сергей проводили меня. И вот я на Дороге, начался мой Путь на юг. Очень холодно, немного волнуюсь, остался наедине с самим собой. Вот-вот пойдёт снег, надо торопиться. Вода в бутылке и апельсины, в рюкзаке за спиной, превратились в лёд - и это в рюкзаке! Ничего себе, лучше не буду задумываться над тем, что меня ждёт ещё впереди, а лучше поеду вперёд. На GAS-станциях боюсь шапку снимать - голова замёрзнет, из кафе выхожу, двигатель уже холодный, приходится его заводить предварительно включив подсос воздуха в карбюраторах.
Наступил вечер, я продолжаю ехать. Первый раз заправился, кое-как разобрался как это делать, сначала не мог включить бензоколонку, едва объяснил работнице GAS-станции, что хочу заправиться, она поняла, пошла объяснила, как это делать, теперь буду знать - система тут необычная.
Всё, надо включаться в эту жизнь по-настоящему, вспоминать английский язык, но как говорил мой мастер в училище Пётр Александрович: "Плохо, когда не знаешь, да ещё забываешь!"
Ёжусь от холода, но какое счастье, что небо звёздное и дороги сухие. Когда ходил под парусом по морям, большое внимание уделял небу, всегда всматривался в небо, на тучи, на облака, и уже знал приблизительно, когда ожидать плохой погоды, дождя, а если ночью на вахте видно звёзды - настроение приподнятое, спокойное. Так и здесь, когда твой комфорт, и твоя жизнь, во многом начинают зависеть от стихии, то начинаешь наблюдать за природой. На ночной дороге остался один, машин нет, увидел северное сияние - большую часть неба охватило зелёно-синее пламя, всё пришло в движение. От такого зрелища меня охватил непонятный трепет! Остановился, и как заворожённый смотрю на это величественное, волшебное зрелище. Впечатление усиливало полное одиночество. Это же чудо какое-то!
Ближе к полуночи, чтоб согреться, остановился, решил побегать, отжимался, после поел орехи, такими вкусными они мне показались на холоде. Почувствовал усталость, решил поставить палатку. Завернулся в спальник, но всю ночь мёрз, не мог никак согреться. Странно, раньше в зимних походах и на восхождениях в горы не так мёрз в палатке, не мёрз и при более низких температурах: наверное потому, что много за день приходилось двигаться, кровь хорошо циркулировала по телу, а на мотоцикле наоборот, тело весь день неподвижно, мёрзнет и ночью надо согревать его в тёплом доме под хорошим одеялом, а не в холодной палатке. Решил, что буду стараться спать в дорожных мотелях, если конечно встретятся такие.
Ночью из леса раздавались странные крики, громкие, жутковатые, наверное, лоси, а может медведи? Ну, да Бог с ними, у них свои заботы. Утром встал, собрался, попытался выехать на дорогу, да не тут-то было: палатку поставил вниз по склону холма, ночью не придал этому значения, а теперь пытаюсь выбраться, толкаю мотоцикл, и с помощью двигателя пытаюсь - бесполезно, в гору не выбраться! Склон оказался слишком крутой, крутой для тяжёлого Волка, колесо заднее прокручивается на месте, а мотоцикл только сползает вниз, уже осталось 2 метра до обрывчика, осталось только туда рухнуть.
Решил разгрузиться, снял тяжёлые боковые ящики, рюкзак, но всё тщетно. Решил выйти на дорогу и ждать машину, вот одна остановилась, в ней сидит пожилой дяденька - индеец, я ему пытаюсь объяснить, что произошло, он кажется, понял, опасается, но решил помочь, вместе и вытолкали.
Сильно вспотел, пришлось тратить минут 30, чтоб остыть, но всё равно когда поехал, то сильно замёрз, пот на мне застыл в лёд.
ЮКОН
Вот он - суровый Юкон - о котором читал у Джека Лондона.
Поужинал в столовой, в городе Форт Нельсон, хорошо! Выхожу, валит снег, очень расстроился. Ну вот - дождался, как ни торопился, а не успел убежать от зимы! Что делать? Всё равно надо ехать, пока не ударил сильный мороз, и не сковал льдом всё вокруг. Но через час езды я уже пожалел, что не остался в городе, сейчас бы сидел себе в тёплой комнате, ждал погоды, зачем попёрся? А теперь плетусь со скоростью 40 км/ч, через каждые 30 минут опускаю ноги на асфальт - проверяю - нет ли льда! Снег залепляет стекло шлема, стоит густая тьма, ничего впереди не видно, ситуация - хуже не бывает, хоть бы не было гололёда! За 2,5 часа, проехал всего 120 километров.
Впереди показались огни, подъезжаю, бензозаправка, но закрыта, а на другой стороне - вахтенный городок. Стоят большие автомобили, в большом гараже грохочет двигатель, рядом домики и вагончики для вахтёров. Я побегал километра полтора, согрелся, поел орехи, решил ехать дальше. Дорога пошла в горы, снег повалил ещё сильней, через 15 км ехать вообще стало невозможно, мотоцикл бросает в стороны, скользко, еле удерживаю ногами равновесие. Решил вернуться назад. Подъехал, решил проситься на ночлег, захожу в гараж, где тарахтит двигатель, кричу - никого нет, никого не нахожу, подъехал к домикам, сигналю, стучу в окна, в двери - никто не выходит. Что такое? Тут в одном из домиков, через стекло, вижу спящих людей - телевизор работает, а семья вся спит мёртвым сном, ничего не слышат! Во, дают! Что делать? Смотрю, рядом вагончик, заглянул внутрь, он не отапливается, нежилой, деваться некуда - зашёл туда, залез в свой спальник, укрылся сверху курткой и уснул. Как-то не по себе было: без спроса же забрался! Но, ладно, думаю - утром объясню людям, почему я так поступил.
Проснулся, слышу, доносятся голоса людей, посмотрел в окно: кучка людей крутится возле грузовиков, уже кипит вовсю работа. Выскочил я из вагончика, счистил снег с мотоцикла, упаковал вещи, думаю - сейчас кто-нибудь подойдёт, спрашивать будет, тут я всё и объясню. Оделся, всё как положено, завожу мотоцикл - никто не подходит, никому дела нет до меня!
Решил проехать возле домов, решил, если никто не окликнет, уеду так. Проезжаю, а сам думаю, "а ведь в России такого быть не может, у нас люди очень чуткие, всегда ждут воров и не потерпят разные вторжения на свою территорию, ночью залаяли бы собаки, да даже и без собак люди повыскакивали бы. Ну, а уж утром обязательно, ни свет - ни заря, разбудили бы и вопросы задавать начали. Странные люди, странная страна - Канада. Но ещё более странные и мы сами, если думаем всегда сначала о плохом!
Дорога проходит высоко в горах, по-прежнему везде гололёд, но дорожники, вахтовики на специальных грузовиках рассыпают песок на лёд, это меня и спасает, пока. И вот через 30 километров песка на дороге не стало - не довезли ещё, видно! - пробираюсь очень медленно, чтоб не упасть. Вскоре, правда, через следующие 30 км, выехал на чистый асфальт, пусть мокрый, но очень обрадовался - всё-таки это не гололёд.
Увидел огромного бизона, он флегматично стоял недалеко от дороги и щипал замёрзшую траву. Радость моя была недолгой, впереди опять показалась дорога покрытая льдом, и так весь день, то снег и лёд, то мокрый асфальт! Капитально устал, но проехал, тем не менее, 400 км за день, а учитывая ужасные погодные условия - это хороший результат!
Вечер, смотрю, низко надо мной проносятся чёрные вороны, обгоняя друг друга, улетают вперёд, как-то странно это, раньше такого не бывало? Проехав немного, вижу, на дороге валяется олень, кишки по асфальту, сам бедный бьётся в конвульсиях, а вороны всё ниже и ниже. Невесело как-то стало на душе, хорошо прочувствовал старую русскую песню: "Чёрный ворон, что ж ты вьёшься над моею головой?", ведь и сам, того гляди, окажусь на месте оленя. Такое движение, в это время года, по Аляске и Юкону на мотоцикле я бы назвал безумием! Ужасно холодно и опасно! Где остановлюсь, многие покачивают головой, мол, "Куда ты, парень?" Куда на мотоцикле человек едет? А у водителей обгоняющих меня, и у встречных автомобилистов, в глазах читаю сочувствие, страх, тревогу.
ГОРЫ, ГОРЫ, ГОРЫ ...
Еду по горной дороге, уже смеркается, а я с обеда не встретил ни одной заправки, чтобы погреться. Совершенно застывший останавливаюсь возле придорожного домишки, пойду проситься погреться. Впустили. Бабушка и дедушка, подозрительные на вид, но даже налили чаю. О, какое счастье!
Можно посидеть возле камина, как же приятно слышать треск дровишек и ощущать тепло! Выпил уже вторую чашку чая, оттаял немного. Дед интересуется моей сущностью: "Откуда ты? Куда путь держишь? Тебя кто заставляет ехать по такому холоду?" Мне говорят - "крейзи!" - это самое распространённое слово в Америке.
Как неохота выходить на улицу!? Происходит борьба внутри себя, один голос говорит: "Сергей, попросись на ночлег, хватит на сегодня, отдохни, ты и так проехал сегодня немало, и к тому же сильно замёрз!" А второй голос гудит: "Замолчи, малодушный! Надо торопиться! Зима догонит ” хуже будет!" Я уже привык бороться со своими слабостями, дома, при тренировках такие внутренние диалоги происходят часто. Например: совершаю пробежку, а после неё предстоит лезть в прорубь, вот малодушный во мне и говорит: "Сергей, сегодня не купайся, хватит мучить себя, лучше потом искупаешься, когда не будет такой пурги и мороза!" А второй не отступает: "Замолчи, надо! Нельзя откладывать!" Тут малодушный сдаётся: "Ладно, ладно, пусть будет по-твоему!" Современный человек слаб, раньше было естественным жить среди стихий, а сейчас это считается некомфортное состояние, человек не хочет ничего потерпеть. Если идёт дождь, современный человек спешит спрятаться под зонтиком, торопится с работы добежать до машины, автобуса, метро, а потом - быстрее под крышу. Но надо любить не только ласкающие лучи солнышка, а попробовать полюбить холод,
голод, пургу, и дожди, и постепенно находишь в этом радость. Полезен контраст: если человек любит веселье и праздник, то он должен полюбить и серые суровые будни. Если человек любит сладкое и вкусное, то он обязательно должен полюбить сухой хлеб, познать голод, посты, если человек любит понежиться в тёплой постели, то надо поспать на полу, на досках, на земле. Середина лучше, чем крайность, к крайностям склоняется закалённый, сильный человек, но и при этом он не должен возгордиться, но всегда должен смириться. Старая поговорка гласит - "У кого Воля, у того и Доля!"
После отдыха у стариков, поблагодарил их как мог, попрощался, выехал. Еду и думаю: "А может действительно, я - сумасшедший!?" Глядя на заснеженные горы, угрожающе подступающие к самой дороге, на заснеженные реки и ручьи, скованные льдом, чувствуя дрожь по всему телу, и слыша как застывшие коленки барабанят по бензобаку, никакой другой мысли и не прийдёт, только одна - "это же ужас! Зачем?" Выход один - лучше так глубоко не задумываться, и не размышлять о том сколько мучений впереди. Ехать надо, ехать!
Я знаю, что ездить ночью опасней чем днём. Как-то вечером, поел, смотрю - на часах 21:00, посмотрел на карту - до ближайшего населённого пункта километров 150, решил - поеду дальше. Но тут вдруг - случилось: мотоцикл потянуло к краю дороги, а дальше было уже трудно удержать равновесие, кинуло на обочину, вылетаю из седла, лечу в кювет и мотоцикл тоже.
Вскакиваю, заглушил двигатель, выключил аккумулятор, стоп-сигнал продолжает гореть. Несмотря на боль в руке и ноге, пытаюсь поднять "Урал", раз пять принимался - ничего не выходит! Бензин потихоньку вытекает, к сожалению, мотоцикл лежит колёсами к дороге, а седлом и рулём вниз, понимаю - поднять будет его трудно. Рядом валялось бревно, решил им воспользоваться как рычагом - бесполезно! Машин нет, ждать помощи не от кого - нет смысла, можно прождать и 2 часа и никого не дождёшься.
Опять, как прошлый раз, снимаю ящики, рюкзак, тогда смог поднять аппарат, осмотрел всё - вроде нормально! Слава Всевышнему! Только руль пришлось подрегулировать. Вылез на дорогу. После этого еду уже тихонечко - 60-70 км/ч. Плохо одному, а вдруг был бы перелом костей, что тогда? Так и остался бы лежать в кювете и замёрз бы к утру, как собака.
18 октября.
ОКРУГ БРИТАНСКАЯ КОЛУМБИЯ
Мрачные тучи весь день нависают над землёй, с утра приходится пробиваться через густой туман, это те же тучи только спустившиеся вниз - тут же горы, еду выше туч. Солнышко вышло один разок сегодня. Стекло шлема каждые пять минут протираю рукавицей левой руки, не видно ничего от капель влаги: это тот же туман, тучи, дождь, все они осевшие на моём шлеме. Вглядываюсь весь день в горизонт, хочется увидеть там просветление, но его нет и нет, но зато стало чуть теплее и уже нет того гололёда на дорогах. Ехать можно!
Сегодня поставил для себя рекорд - проехал 260 км ни разу не остановившись. Испытывал - на сколько хватит терпения, но вышло, что больше всего досталось рукам, как я их ни старался согреть, пальцы онемели, замёрзли сильно, ехал в среднем со скоростью 70-80 км/ч, так что вышло 260 км за 3 часа 15 минут.
Уже два раза видел при обгоне, в кузовах джипов - туши лосей, рога торчат в разные стороны, наверняка охота разрешена. В дорожном кафе заказываю обед, женщина на кассе улыбается, и зовёт кого-то из кухни, смотрю, выходит худенькая, с грустным видом, девушка:
- Здравствуйте! - говорит. Как-то непривычно было слышать русскую речь, вот уж не ожидал. Рад был немного пообщаться. Её зовут Светой, живёт здесь с родителями уже десять лет, отец работает лесорубом, мать - домохозяйкой, здесь им нравится и в Россию возвращаться даже и не думают.
Помогла Света мне разобраться с телефонной карточкой, так что удалось позвонить Илье, в Сиэттл. Успокоил его, что "всё нормально! упал только один раз!", а то они начали там переживать уже, давно не выходил я на связь, а ведь договаривались созваниваться каждый день. Говорить хорошо, но дорога зовёт!
На некоторое время получилась для меня чудная передышка: туман рассеялся, тучи висят низко, но дорога успела подсохнуть, и я успел где-то около двух часов проехать не напрягаясь без остановки. Красота вокруг: реки, горы, озёра, на дорогу часто выбегают олени. Как было бы хорошо не спешить, а дольше полюбоваться природой. Жаль, что не лето, а то можно было бы остановиться, ведь как красиво здесь в тёплое время, и удалось бы на всё взглянуть по-другому... А сейчас ко мне природа враждебна, приносит одни страдания, я мучаюсь от холода, снега, тумана, гололёда.
Хорошо в Канаде - можно оставлять все вещи на мотоцикле, уходить спать или есть, и можно быть спокойным - всё останется на месте! Это вам не Россия! А ещё интересно - нигде нет бродячих собак. Увидел первого мотоциклиста, на душе стало лучше - значит, не совсем я одинок в этом мире. Много трейлеров.
Ближе к Сиэттлу, за 1000 км где-то, снега уже не стало, и природа разыгралась: жёлтые тополя, голые берёзы, сосны, ели, а на полях мирно паслись лошади, коровы и очень странно было видеть среди них оленей.
Устаю двигаться в горах, хоть дорога здесь не имеет слишком крутых поворотов, но когда плотный туман или дождь, который идёт уже сутки без перерыва, все эти условия требуют большого нервного напряжения.
В последний день перед промежуточным финишем в Сиэттле поставил рекорд для "Урала-Волка", и для себя то же: встал в 8 утра, в 9 - выехал, а к 2 часам ночи был уже в Сиэттле, проехал за день - 1030 км! Хороший результат. Особенно если учесть, что дорога была трудная, часто серпантинная, с замысловатыми поворотами, погода не благоприятная - дождливая, да ещё потерял время при прохождении канадско-штатовской границы.
Итак, подвожу результаты сделанного: за пять суток - 4000 километров, благополучно и быстро, и такой сложный маршрут. Ура!
Показались огни Сиэттла! Приехал очень усталый, весь день под дождём, промокший - в самом прямом смысле - насквозь! По GPS едва нашёл дом Сергея Мотова, долго кружил по району, от усталости голова не соображала. Открываю дверь - неужели проехал?
Поставил мотоцикл и вышел после на улицу, и ощутилсамое настоящее счастье, помню - такое ощущение было, как после трудного восхождения на гору, будто стоял на вершине. Мокну под дождём и не замечаю его, не ощущаю холода. Сердце преисполнено благодарности к Богу. Ложусь спать. Живой.
В СИЭТТЛЕ
Решил выспаться, восполнить баланс в организме, ведь 5 суток спал крайне мало.
Весь день идёт обложной дождь. Поехал в дистрибьюторский центр ИМЗ, все вышли меня встречать, были рады увидеть меня снова. Расспрашивали наперебой: какая была дорога, что приключилось, о трудностях и радостах и всё подобное. Слушали меня, затаив дыхание, всем было интересно.
Свой "Урал" загоняю на ТО к Сергею Мотову. Вечером наконец-то встретился с Тимуром Ибатуллиным, он меня ждал уже три дня, жил в гостинице, мы были взаимно рады встрече - друзья с детства, он составит мне компанию до Колумбии, а дальше вместо него поедет Володя-Дед, Сайгаков.
До полуночи ходили мы по улице под дождём, туда-сюда, туда-сюда, не могли наговориться, соскучились друг по другу.
21 октября, вторник, утро.
Поехали на работу к 11:00. Там Гарри Келси с Ильёй Хайтом решили устроить небольшую Пресс-конференцию, пришли корреспонденты с разных американских газет, журналов, давал им интервью о прошедших этапах мотокругосветки, рассказывал об Аляске, о Юконе, обо всём, что запомнилось. Много фотографировали. Вечером позвонил себе домой. Соскучился.
Вечером дома с Сергеем Мотовым и с Тимуром мы организовали торжественный ужин за наш отъезд дальше, завтра уезжаем! Мы были рады, что снова отправляемся в путь.
Теоретически весь четвёртый этап кругосветки по Северной и Южной Америкам я разделил ещё на 3 подэтапа, так в экспедициях всегда удобно делать, чтобы легче преодолевать расстояния. Смотрим: 1 этап - от Анкориджа до Сиэттла через Аляску и всю Канаду - 4000 км. 2 этап - от Сиэттла до Кито (Эквадор), где Тимура сменит Володя Сайгаков. 3 этап - от Кито до островов Огненная Земля (Аргентина), это, собственно, финиш, останется только оттуда доехать до Буэнос-Айреса, ещё 3000 км, и отправить мотик в Австралию, для продолжения кругосветки там.
НОВЫЙ СТАРТ ” ТЕПЕРЬ НА ЮГ
22 октября, среда.
В среду, перед отъездом, успел все тёплые и ненужные вещи после прохождения холодных краёв, отправить почтой в Москву, получилась большого размера посылка. После прощаний со всеми, в 15:00, мы рванули на юг, по направлению к Мексике, по 5-й автостраде.
Дождь на нас лил около трёх часов, успели подмокнуть. Илья Хайт попросил меня заехать по дороге к двум их дилерам, наверное хочет, чтоб по стране пошла добрая молва о наших героических "Уралах".
23 октября
В четверг утром встретились с дилером Джимом в городке Салем (Salem), пообщались, он нам показал свою мотомастерскую, свой магазин, торгует он преимущественно "Уралами" и индийскими мотоциклами. Он - инвалид, но в свои 70 лет очень энергичный человек.
Увлекается давно мотокартингом, участвовал в разных соревнованиях. Ездили к нему домой в гости, Джим показывал свои победные кубки, коллекцию оружия, ножи, мечи, пистолеты. С его другом мы полетали на самолёте около 1 часа, пилот Тимуру дал даже порулить немного, в воздухе выделывал всякие трюки.
Джим предложил нам работать у него, мол приезжайте, живите у меня, работы много. Мы пообещали подумать. Пообедав вместе, двинулись дальше.
Разговорились как-то с Тимуром, и оба заметили одно и то же - в Америке нет красивых женщин! Да-да, точно, я уже проехал 5000 км начиная с Аляски, по Канаде, но ещё ни одной красавицы не видел, все какие-то корявые, как пустынный саксаул, или полноватые, если не сказать, толстые.
В тёплые края въехали внезапно, словно не на мотоцикле двигались, а на самолёте - раз! - и сразу тепло стало! Калифорния. Ещё сегодня утром мы мёрзли, а сейчас уже сняли с себя все тёплое, все эти вод-ветро-защитные одежды, остались в одних брюках, футболках и жилетках - какая благодать! Даже не верится! Тимур в восторге:
- Ты знаешь, Сергей, мне очень удобно сидеть сзади, высоко, моя голова над твоей, класс, комфорт, мотоцикл устойчивый, не то, что тогда, когда мы ехали по Южной Америке на HONDе (это была HONDA SAНARA-350), то был мопед неустойчивый, игрушка в сравнении с этим нашим чоппером!
5-я Трансамериканская автомагистраль имеет, почти всегда, две полосы в каждом направлении, иногда три. Вообще ловлю себя на мысли, как приятно ехать по цивилизованной стране, по хорошим дорогам, тут тебе бензозаправки, рестораны придорожные, оставляешь мотоцикл с вещами без присмотра и не боишься кражи! Вечером - нет проблем с поиском ночлега, всегда есть дорожные гостиницы, полицейские ещё ни разу не остановили! Это ж так хорошо! Но с другой стороны - скучно, всё предсказуемо, вспоминаю Европу, но в Канаде и здесь, люди всё же другие, чем европейцы: тут подходят, интересуются, мол, "откуда едете, куда, какой это мотоцикл и т. д.?" Нормально это. Удивляются, смеются, расспрашивают. А там - в Европе - такого нет, проехали всю её от Москвы до Испании, и абсолютно никто не подошёл к нам, а здесь на дороге водители обгоняющих машин и пассажиры аж выворачивают шеи, чтоб нас получше разглядеть, наверное потому, что мотоцикл у нас красивый, весь в рекламных наклейках, а сзади развивается большой чёрный флаг RACING TEAM "Ночные волки". Мотоциклисты всегда приветствуют, привстают!
На мне кожаная куртка специально разработанная президентом клуба "Ночные волки" Хирургом, она привлекает внимание всех мотоциклистов. К примеру, на Аляске, Пит и его друзья, не отводили глаз от неё; в Намибии, в Африке, братишка-байкер Шон пытался выпросить её себе, - только почему никто не додумается разработать такую же? Вернусь в Россию, обязательно закажу ещё такую же, и отправлю сюда, в Америку, специально для Пита.
ФЕНИКС
Ещё вечером приехали в город Феникс (или Финикс - как хотите!). Он находится в 300 км от границы с Мексикой, а перед этим заезжали мы на знаменитый колорадский Гранд Каньон. Пришлось пожертвовать временем - когда ещё побываем здесь, да и побываем ли ещё? - к общему километражу добавились 300 км.
Но зрелище просто впечатляет! Конечно, надо побольше времени, чтобы сосредоточиться, посидеть, вглядеться, подумать, а мы спешим и спешим. Глубина этого каньона завораживает - говорят, полтора километра, а расстояние от одной стороной обрыва до другой, где как, от 8-ми до 13-ти километров. Можно любоваться этим зрелищем часами, сутками, счастливы - кто тут живёт!
Утром всё-таки дозвонился до отца Ильи - нашего духовника. Сначала звонил в храм Святителя Николая - его там не оказалось. Всё-таки нашёл потом. Отец Илья спрашивает - как проходит поход, и когда узнал, что всё хорошо, и что много трудностей удалось уже благополучно преодолеть, а опасностей избежать, сказал: "Вот как Господь помогает! Завтра послужим молебен за вас. А есть ли церкви, православные в Америке?" Я сказал, что видел одну в Анкоридже, но почему-то без колоколов. Посокрушался. Попрощались. Как приятно на душе после разговора с таким человеком, так захотелось оказаться сейчас дома, побыть на службе в церкви, какое это счастье, ведь только на чужбине понимаешь, что для тебя важно в этой жизни, что есть родное, кровное, незаменимое. Становишься русским.
До границы осталось чуть более 200 км...
МЕКСИКА
К ночи прошли все таможенные и иммиграционные процедуры, за пермит отдали 30 долларов, но так как у нас не было кредитных карт, типа MASTER CARD или VISA, то с меня взяли ещё 400 $ в залог, но уверили, что на на выезде, на границе обязательно вернут! Дай-то, Бог!
Дороги тут в целом хорошие, даже не ожидал. Люди приветливые и отзывчивые. Днём очень жарко, двигателю даю отдыхать - греется сильно. Мне его нужно беречь, ему ещё по Австралии ехать! Решили по Мексике передвигаться лучше утром и вечером - хоть не так жарко. Думаю, а что ж будет впереди, ведь мы всё время спускаемся на юг, на юг, не исключаю для себя уже и ночную езду, а спать, может быть, придётся днём.
Бензин тут стоит около 0,6 доллара, чуть дороже чем в США и Канаде, там же было, в среднем, около полудоллара. Зато мотели здесь дешёвые - 35 $, за одноместный номер, а там - от 35 до 55 только 2-х местные. Поесть, попить, в дорожных кафе, так же как в России.
Уже едем по Мексике вторые сутки, страна большая. Проехали города, первый приграничный был Ногалес (NOGALES), потом Эрмосильё (HERMOSILLO), затем Сьюдад Одрегон (CIUDAD ODREGON), за аночевали - в Навахоа (NAVAJOA). За вчерашний день проехали 600 км, это средний план - выполнен.
После США и Канады Мексика, конечно же, показалась страной бедной. Дорога в целом пусть и неплохая, две полосы в каждом направлении, но не такая гладкая и ровная как в США, встречаются серьёзные неровности, ямки, расслабляться нельзя - нужно быть гораздо внимательней, а вечером и вообще можно залететь колесом в приличную выбоину.
Мексиканцы вроде приветливые, а питание, мне кажется, пусть и простое, но здоровое. В США надоели эти "макдональды" и прочие подобные заведения, а здесь вместо того искусственного кофе, пьём живой кокосовый сок. Куда лучше!
Дорога вдруг изменилась после Гулиакана (GULIACANA), стала простая двухполосная, узкая, на ней много крутых поворотов, и так до Масатлана (MAZATLANA).
Перед четвёртым этапом нашей Кругосветки я общался с российским путешественником Владимиром Лысенко из Новосибирска. Он проехал вокруг света на автомобиле. Много рассказывал он мне, и о наглости полицейских в Мексике особенно: один раз у него в машине делали досмотр, нашли деньги и хотели забрать себе. Мы же вчера вечером почему-то убедились в обратном. Я ехал и всё ожидал, что вот-вот нас остановят страшные полицейские и будут вымогать деньги. Так и случилось - остановили, полицейский спрашивает:
- Вы откуда?
- Из России.
- О, Россия! А откуда двигаетесь?
Объяснил ему - едем вокруг света, а сейчас в Аргентину, на самый юг материка. В ответ:
- Русский народ - великий, Россия имеет великую историю! ” полицейский пожелал нам счастливого пути и ушёл к себе в машину. Может, это нам такой полицейскйи попался?
31 октября, пятница.
А вот ещё случай, позавтракали мы в кафе, подъезжает полицейская машина, выходят двое с пистолетами, дубинками. Пообщались немного, на прощание они дали мне справочную книгу с картой Мексики. Странно так, может, это к мотоциклистам особое отношение? Язык испанский мы совсем не знаем, заходим в кафе и как глухонемые пытаемся знаками объяснить что хотим. В кармане я ношу разговорник, но знаю пока два слова: "суп - сопа", "спасибо - грациас", и всё! Надеюсь - к финишу буду знать немного больше. Конечно, очень трудно без знания языка, но ведь едем же.
Много денег уходит на оплату дорог - они тут платные, пусть и не все, конечно. В среднем через каждые 50-100 км приходится платить от 27 песо до 100 песо (1$ - 67 песо).
Перед городом GULIACAN началось - "Урал" стал глохнуть, встали на обочине, проверяю искру, то она есть, то - нет, только решил проверить контакты в системе зажигания, как подъезжает машина с кузовом, выходит мужик и спрашивает:
- Помощь нужна?
Я настроился, вообще-то, сам решать проблему, ну раз такое дело, говорю:
- Да! Нужна!
Погрузили в кузов мотоцикл, привязали верёвками, растянули, я сел в кузов, чтоб контролировать ситуацию, а Тимур - в кабину, но что самое главное - всё это происходит без знания языка. Рауль, так звали нашего благодетеля, вёз нас в мастерскую к хорошему мастеру по мотоциклам. Всё так быстро произошло - люди сами здесь предлагают помощь, даже странно, такое бывало с нами ещё в Бразилии.
Сижу в кузове, думы думаю, ох, как я не люблю такие задержки в пути, что же может быть с техникой? Прежде всего надо осмотреть зажигание, может, где контакт плохой, раз искра иногда появляется, а потом исчезает!? Был бы я ещё и механик, как Володя Сайгаков, а то ведь техническая мысль работает у меня неважно.
Тут въехали мы в суетный мексиканский город, кругом снуют люди, машины, на светофорах из машин все меня разглядывают, наверное, думают - "что это за светловолосый такой тип сидит в кузове, да ещё на эдаком странном мотоцикле - большие ящики, весь увешан багажом?!" Как я не люблю городскую суету, особенно в таких странах - люди тут особо шумливые, беспокойные, вот на дорогах Канады отлчино было, пусть и холодно, но зато никого нет вокруг. Из всех стран, которые я проехал до этого, понравились только две - Намибия и Канада, как раз из-за их малонаселённости, наверное.
В голову приходят слова из моей любимой песни: "Ты говоришь: может хватит скитаться, долгие, долгие, годы в пути?!" Домой очень хочется, какприлетел в Америку, скучаю часто, хорошо было только тогда, когда мчался по безлюдной дороге Аляски и Канады, тогда пел песни и стучал зубами - не до скуки было, выжить бы!
Плохо мне бывает почти во всех походах и экспедициях - сильно скучаю по своим родным, особенно по своей Марине и Леночке. Тогда приходят мысли - и зачем я здесь вообще? Вот закончу эту кругосветку и никуда больше не поеду, на долгое время, буду дома с семьёй. Сейчас прошло уже больше месяца, как я уехал из дома, а в дороге, из них, лишь семнадцать дней.
В мастерской нашли причину нашей поломки - "накрылся" генератор. Наш новый знакомый водитель "до конца" был с нами, только когда завели мотоцикл, он уехал. И деньги не просил за оказанную помощь, надо сказать! У нас встретишь такое не часто, а может, просто, мы тут - иностранцы, вот они нам и стараются помочь?!
Сколько раз ловлю себя на мысли, что я не турист, но Тимур мне предлагает поехать в "Чеченицу", в "Тиотиокан" - к пирамидам, и к прочим археологическим памятникам истории, короче, а я когда на дороге, то ничего другого не желаю, как только ехать вперёд. Мне дома, кстати, многие задают вопросы: "А ты был там-то или смотрел в той стране то-то?!" А я отвечаю: "Нет, извините, не смотрел! Видел только то, что на пути, в крайнем случае, можно съехать с дороги, если интересующий объект находится от дороги в 5-10 км!" В Африке мы были только в Египетских музеях, в Луксоре, и смотрели водопад Виктория, в Замбии. Повезло нам, что такое зрелище было недалеко от дороги, видели мы ещё два заповедника в Танзании, через них пролегала наша дорога. Для меня существует лишь дорога!
Знакомые и друзья говорят мне: "Вот поедешь по Америке, обязательно в каждой стране посещай музеи и прочие интересные места!" Но ведь, милые мои, я так буду ехать не два месяца по Северной Америке, а шесть, не меньше, и не того я склада человек - лучше уж буду всё время не отвлекаться от цели. Когда есть цель - а это сейчас остров Огненная Земля в Аргентине, то для меня существует только он, а впечатлений в пути и без того очень много - окружающая природа даёт такую возможность, общаться с нею. Также мы много общаемся людьми, видим архитектуру и быт той или иной страны, через которую проезжаем, наблюдаем за видом, нравами, обычаями людей. И так чувствую, что за столь короткое время, от переизбытка информации, может голова лопнуть - тут ещё музеев не хватало! Я главное знаю, что надо следить за спидометром и подсчитывать, сколько пройдено километров и сколько ещё осталось до финиша.
В Мехико мы приехали утром, в воскресенье 2 ноября, завтра будем делать визы в страны Центральной Америки, а сегодня поедем к пирамидам в древний город Тиотиокан, находящийся в восьмидясити километрах от Мехико - Тимур всё же упросил.
Утром побывали в российском посольстве, но странно - консул отказался нам помогать! Не беда - сами справимся. В Гватемалу визы поставили нам уже до обеда, а в Гондурас - сказали - только завтра, процедура занимает аж два дня. А лет десять назад было очень проблематично получить визу в эту страну - Владимиру Лысенко потребовалось около месяца, чтобы добиться её.
4 ноября.
Из Мехико выезд произошёл вечером, в самый "час пик". Мрак! Сплошные пробки на дорогах! Теперь я поверил, что в этом городе проживает 20 милионов человек, а скорее всего, и побольше! В безнадёжных пробках, чтобы не греть двигатель, и не насиловать стартер, я глушил аппарат, и мы его с Тимуром толкали несколько километров по этим забитым улицам. Заторы в Москве ” это пусятки, ничто по сравнению с мексиканскими.
Не обошлось у нас без приключений: выезжающий автомобиль, на улицу, по которой мы продвигались, боднул нас в ящик, и мы с мотоциклом завалились на соседнюю машину. Из ударившей нас машины выбежала женщина, начала извиняться, а водитель другой машины сидит и не выходит. Тимур его вызвал, он, "очевидно страшась наказаний", вышел, но бить морду никому не стали - было бы кому бить, и что это за мужчина если не выходит из автомобиля, а всем вопросом женщина разводит!? Отделались мы царапиной на одном ящике и лёгкой болью в локте.
Пока выезжали из Мехико, подсадили ещё и аккумулятор. От Мехико до Оахаки (OAXACA) дорога платная, но зато хорошая - две полосы в одном направлении, и так почти всегда. А после OAXACA до Тенуантепека (Tenuantepec), километров 250, дорога проходит уже в горах, узкая, серпантинная, петляет, только успевай тормозить. Почти на каждом крутом повороте по два креста: люди убиваются тут, как "здрасьте!" сказать, нигде столько не видел дорожных могильных памятников! Да ещё приходится ехать вечером, видимость хуже.
До границы с Гватемалой остаётся около 600 километров.
6 ноября.
Я в пути уже 23 дня, проехал 10700 км, к вечеру надеюсь будет на спидометре 11200. После Tenuantepec горная дорога закончилась, как хорошо!
Повстречали французов, молодую пару, Николя и Анжелину. Они путешествуют на велосипедах от Канады до Перу, сзади в специальной тележке ещё везут с собой большую собаку, которая, когда не жарко, бежит за ними бегом. Странные ребята. Но - молодцы!
Всё, въехали в ещё более тёплые края. До OAXACA, ещё вечером, было холодно, одевали куртки, а здесь - перед Гватемалой - вечер, на часах 19:25, а стоит такая духотища, лишнее движение сделаешь - потеешь, как они тут живут!? Мне жалко не себя, а своего стального друга, ему несладко будет в такой жаре. Раньше мы спасались утренней и вечерней прохладой, а теперь придётся днём терпеть жару, а вечером и утром духоту и спать в палатке обливаясь потом. Прохлады уже не найти нигде!
В 22:30 подъехали к границе, но депозит 400 долларов, который мы оставляли на границе с США, взять не смогли. Оказывается, пермиты и деньги выдают в городке VIVA MEXIСO в 35 км от таможни, а мы пока искали это место, уже перевалило за полночь и естественно пришлось это дело отложить до утра. Песо у нас не осталось, а менять 100 $ не хотелось, останутся лишние песо, что потом с ними делать?
Решили потерпеть без еды, принялись искать место для палатки, проехали 20 км, а своротов с дороги почти нет, а если есть, то к дому, который стоит рядом с дорогой. Уже валимся с ног от усталости, и двигатель тоже, даже мощность упала; ждали-ждали пока остынет, и потом всё-таки нашли отворот, и метрах в двухстах от дороги поставили палатку. От усталости настроение плохое, мысли всякие пессимистические лезут, что-то пригрузился, призадумался - ну куда это нас занесло, находимся почти на краю света перед какой-то Гватемалой. Спать легли в 1:40 ночи, было также жарко и душно как и днём.
7 ноября.
Утром рано-рано, в 6:00, где-то недалеко завыла собака, и не давала спать целый час, вдобавок раскричались попугаи, они специально расположились вблизи от нас, на ветках. Пришлось вставать.
Руль подтянул, свечи поменял, подъехали к КПП, ждём в очереди, через пост проходит большой поток автомобилей, всё нас раздражает из-за плохого ночного сна. Одежда на нас грязная, тело всё липкое, посмотрел я на себя в зеркало - да-а-а, вся шея чёрная от грязи! Дожил! Найти бы сегодня речушку какую, что ли, помыться, постираться.
Ждём уже более часа, а когда на въезде на границе мы платили деньги, то нам сказали, что на выезде выдадут без проблем - всегда так говорят! Ну разве может быть на таможне всё быстро?! Подождали ещё час ” наконец нам вернули деньги!
С утра заметил - правый цилиндр плохо работает, выхлопы с вечера появились, нет мощности. Опять поменял свечи, но только тронулись, слетел патрубок и карбюратор с головки цилиндра. Пытаюсь зажать, едва получилось доехать до городка Тапачула (Tapachula) - всего-то 10 километров. Синдром - продолжают слетать патрубок и карбюратор! Потеряли ещё 3 часа, пока я как следует не закрепил, не затянул всё с помощью местного механика. Но ничего не меняется, чуть проеду - свеча на правом цилиндре вся чёрная. Звоню в Сиэттл - Сергею Мотову, а он сам не может понять - что случилось! Говорит, езжай, а там посмотришь. Доехали до границы, пересекли её. Депозит в Гватемале не берут, только пермит 42 quetzales (7,8 quetzales ” 1 долл.) и помыли мотоцикл каким-то раствором за 21 quetzales. На все процедуры прохождения границы ушло более часа. Я уж тем доволен, что не пришлось платить депозит.
Уже вечер, темно, нас облепили менялы, каждый предлагает обменять у него деньги. Суета, снуют, бесятся вокруг люди. В глаза сразу бросилась бедность страны - на улицах много мусора, люди спят на улицах, стены домов грязные. Познакомились на таможне с человеком пиратской внешности, ну, прям как из фильмов о пиратах, испанец ” по происхождению. Он, по всей видимости, околачивается на границе, оказывая какие-либо услуги проезжающим, подскажет, как оформить необходимый пермит, где копию сделать, и прочее такое.
В столовой на границе познакомились с двумя мужиками: один из Перу - Рудольф, видимо предки его были испанцы, во внешности ничего у него индейского нет, и с Луисом, он гватемалец, но имеет гражданство Канады. Они друзья, занимаются перевозкой разных грузов из Мексики в Гватемалу, мотаются на старенькой машине с кузовом. Я сначала хотел рвануть вперёд, в темноту к столице, но почувствовал, пока с ними общались, что силы меня полностью оставляют, и решил что благоразумнее остаться ночевать на границе до утра, по примеру наших новых знакомых. Они на нас начали нагонять всякой жути, мол, ночами и вечерами ездить нежелательно: много бандитов и всяческого хулиганья!. Но меня этим не проймёшь, в Африке нас тоже все предупреждали, что кругом одни разбойники, бандиты, террористы, но на практике оказалось не совсем так. Но, тем не менее, вглядываясь в высокие тёмные горы впереди, охватили меня сомнения. Сказывается предыдущая ночь без сна, и эмоциональная нагрузка прошедшего дня. Надо отдохнуть. Смотрю на всю обстановку вокруг - это уже не Мексика, а больше напоминает Африку.
Утром потихоньку двинулись в путь. Так получилось, что вместе с нами выехали и Луис с Рудольфом. Они, зная, что у нас не всё в порядке с мотоциклом, поехали впереди, не сильно удаляясь. Мучаюсь. Мощности нет, из-за плохой работы правого цилиндра, на горы вообще плохо затягиваем, скорость сразу падает. Чувствую ногой через резиновый патрубок идут внутри толчки от сильных выхлопов. Через сто километров выбило рычажок подсоса воздуха, это я уже обнаружил, когда его в карбюраторе не было. Значит, образуется большое давление, надо искать причину. Можно, конечно, в это место вкрутить какой-нибудь винт, шуруп, но этим проблему не решить. Теперь надо везти мотоцикл в столицу и там выявлять причину, ждать посылку с запчастями - нужных у меня, скорее всего, с собой не найдётся. А наши новые друзья - молодцы! Всё время, пока мы ползли, нас не бросали. Луис так и сказал:
- Я вас не брошу, так и знайте.
Сидим в дорожном кафе и думаем, где найти автомобиль, чтоб доставить мотоцикл в город. Луис и Рудольф уже напились пива, никуда не торопятся. Я решил с Тимуром выйти на дорогу и останавливать попутные машины с кузовками. Не так-то просто: кто сразу отказывается, кому не по пути, один согласился, но запросил 200 долларов, это дорого, конечно, тут уж до Гватемалы рукой подать, осталось 200 км. Остановились вдруг полицейские, мы им объяснили причину, они стали нам помогать останавливать все подходящие машины, - дело пошло, все конечно останавливаются, полиция же! Тимур успел даже поснимать всё это на видеокамеру, постовой сначала стал возмущаться, но потом дал согласие. Прошло двадцать минут - никакого результата, у полицейских терпение кончилось, они пожелали нам счастливого пути и удалились. А наши друзья знай себе пьют пиво. Луис подходит ко мне:
- Сергей, ты что переживаешь? Это же Гватемала, отдыхай, смотри на меня, и делай так же!
Он как в воду глядел. Тут в кафе сидят три девушки, они приехали навестить свою сестру и её мужа, который, как раз, и держит это кафе. Две из них имеют почти европейскую внешность, а мальчишка их бегает вообще светловолосый, удивительно - обычно тут все смуглые, с чёрными волосами, это ж потомки индейцев смешанные с испанцами. Тимур как увидел одну из сестёр, красивую девушку по имени Кетлин, лет восемнадцати, развеселился, позабыл обо всём на свете. Тут хозяин кафе, видя, что дело принимает новый оборот, решил сам нам помочь, погрузились мы вместе с мотоциклом к нему в джип и поехали в город, к Луису домой. Кетлин поехала с нами за компанию, они втроём сели впереди, я уселся сзади, надел наушники, включил свой плеер, и погрузился в мир викинг-металла. Кетлин украдкой всё поглядывала на меня. О, дьявольское искушение! Лучше не смотреть на тебя, чтобы не утонуть в твоих глазах: понимаю, что нет греха любоваться красотой, но это любование всё равно что ходьба по тонкому льду - легко увлечься и провалиться, и, не дай Бог, утонуть!
ГВАТЕМАЛА
Подвожу итоги: пройдена Северная Америка, от Анкориджа до столицы Гватемалы, на спидометре 11150 км плюс те 200 км, что нас везли в кузове - получается 11350 км, двадцать четыре дня в пути, из них "ходовых" семнадцать, а всего на материке я нахожусь уже сорок дней. 14 октября 2003-го выехал из Анкориджа, и прибыл в Гватемалу 7 ноября. Праздник!
Гватемала мне не понравилась. Город состоит в основном из двухэтажных типичных латиноамериканских бедных домов, "без крыш", с тонкими стенами. Улицы грязные, мусорные, кишат людьми, было радостно увидеть несколько европейцев. Загорелые тётушки продают варёную кукурузу, разные пирожки, тут же и кофе, и жареные бананы. Впечатления оставляю при себе, чтоб не задеть патриотических чувств Луиса, Рудольфа - они очень любят свою страну, и свою столицу. Так и надо впрочем, "каждый кулик своё болото хвалит!" Есть в городе только одна цивильная улица с современными многоэтажными зданиями, так вот, пока мы у них жили, они нас по ней и катали - туда-сюда, когда надо и когда не надо было. Луис старался нас вечером вывести в один единственный в городе "макдональдс", наверно для гватемальцев это считается "круто" - поесть в таком американском общепите. Наверное, Луис делал это специально, хотел показать, дескать, "у нас не хуже чем в какой-нибудь там Канаде, или какой-то США!"
Старинных зданий в Гватемале почти нет, не сохранились они, что ли, или не было их тут никогда - неясно, только на главной площади в единственном таком здании их правительство разместилось, вроде бы сооружение 17-18 веков. Глядя на Гватемалу хорошо понимаешь, как красива наша русская столица.
ИЗМЕНЕНИЯ
Спустя пять дней, из-за серьёзных организационных проблем, произошедших нежданно-негаданно, мне пришлось изменить планы, и срочно улететь в Москву. А навстречу мне вылетела замена ” мой родной брат Саша и механик, инженер, Володя Сайгаков. Они всё дальше и расскажут ” как и что было!
|