14.11.2018

 

НовостиПроектыСтатьиФотоСсылкиКонтакты English version

Главная СОВЕТЫ ПУТЕШЕСТВЕННИКАМ Технические отчёты ЭКСПЕДИЦИЙ На древнерусской ладье РУСИЧ Из варяг - в персы - 2006

На древнерусской ладье РУСИЧ Из варяг - в персы - 2006

Туристско-спортивный Союз России

Комиссия Парусного туризма


Отчёт

о парусном походе 5-6 категории сложности по водному маршруту Петрозаводск-Махачкала-Тольятти,
проведённом в июне-августе 2006 года


Руководитель: засл. путешественник России Сергей Синельник
Тел: 8+903-755-1038, fond-krugosvet@mail.ru

mainbrowser-119.jpg


Состав команды:


Руководитель экспедиции, капитан ” заслуженный путешественник России,
Синельник Сергей Викторович,
Зам.руководителя, помощник капитана ”
Калеткин Олег Олегович,
Зам.руководителя, помощник капитана, кормчий ”
Подгорных Илья Сергеевич,
Официальный художник экспедиции, засл. путешественник России ”
Синельник Александр Викторович,
Фотограф и видео-оператор ”
Кислов Александр Юрьевич,
Руководитель конной группы экспедиции, гребец -
Болдорев Павел Владимирович,
Матрос, гребец -
Лявинсков Вадим Валерьевич,
Матрос, гребец ”
Панин Олег Александрович,
Матрос, гребец ”
Панин Александр Александрович,
Юнга, матрос-стажёр ”
Белень Дмитрий Евгеньевич,
Видео-оператор, фотограф -
Сармин Андрей Павлович,
Гребец, матрос-стажёр ”
Мирошниченко Дмитрий Павлович,
Матрос-стажёр ”
Соколов Антон Евгеньевич,
Консультант-штурман ”
Галенко Василий Иванович,
Консультант, историк-реконструктор ”
Богданов Андрей Петрович,
Гребец, кузнец ”
Веклюк Геннадий Борисович,
Юнга, матрос-стажёр ”
Веклюк Тарас Геннадьевич,
Матрос-стажёр ”
Дмитриев, Никита Борисович,
Матрос, всадник ”
Мельничук Виталий Иванович,
Кок-повар, всадник ”
Плешивцев Василий Иванович ”
Матрос, гребец, всадник ”
Михайлов Анатолий Викторович,

mainbrowser-57.jpg


Сроки похода:

Старт: 02 июня 2006 из города Петрозаводска, с верфи Варяг;
Финиш: 18 августа 2006 года в порту Тольятти.


Общие справочные сведения о маршруте:


Город Петрозаводск ” остров Кижи ” Вытегра ” озеро Белое - Белозёрск ” Череповец ” Рыбинск - Ярославль ” Кострома ” Нижний Новгород ” Чебоксары ” Казань ” Ульяновск ” Тольятти ” Самара ” Сызрань ” Балаково ” Саратов ” Камышин ” Волгоград ” Астрахань - Каспийское море - Махачкала ” Дербент ” Астрахань ” Волгоград ” Саратов ” Самара - Тольятти

Протяжённость: 5605 км за 44 ходовых дня;

Цели экспедиции:


1. Плавание точной копии древнерусской ладьи X-XII веков по рекам, озёрам, каналам и Каспийскому морю по древнему Великому Волжскому пути ” из варяг в персы.
2. Всестороннее испытание экспериментальной копии парусно-гребного судна;
3. Изучение возможностей хода судна под парусами, на вёслах и под мотором;
4. Восстановление исторической обстановки эпохи X-XII веков на судне во время его хода, на стоянках, при проведении различных работ;
5. Наблюдение за состоянием каналов, шлюзов, рек, озёр;
6. Наблюдение за состоянием и чистотой вод всех проходимых акваторий;
7. Восстановление исторической практики, когда вместе с плаванием ладьи по берегу шла конная дружина. Старт нашей конницы был дан в Тольятти и 1200 км она прошла до Астрахани. Все моряки также прошли какие-то участки конного маршрута;
8. Отработка методики осуществления различных работ экспедиционной команды для последующих этапов данного проекта Плавания на древнерусской ладье X-XII веков;
9. Фото- и видеосъёмка;

Специфика похода:

Точная компия древнерусской ладьи X-XII веков впервые в современную эпоху появляется на данном маршруте, все предыдущие плавания проходили на судах других типов.
Невозможность прохождения всего маршрута только под парусами или на вёслах, из-за требований хода под мотором на некоторых участках каналов и шлюзов, потребовала установки мотора, а значит - усложнения конструкции ладьи и изменения методов работы судовой команды.
Всё плавание стало испытанием судна и команды, так как, во-первых, нет готового опыта, и второе ” команда сознательно восстанавливала быт моряков эпохи X-XII веков, который весьма фрагментарно упомянут в древнерусских летописях.

График прохождения маршрута:

Старт -


- 02 июня 2006 года - город Петрозаводск;
Ночёвка в палатках на берегу, на острове Кижи с 02 по 04 июня 2007;
- Экскурсия по острову к дреним деревянным церквям;

- 04 июня ” переход Кижи-Петрозаводск;
Ночёвка на верфи Варяг в палатках на берегу с 04 по 08 июня 2007;

- 08 июня ” выход из Петрозаводска до Вытегры через Онежское озеро;
Ночёвка на берегу озера в палатках;

mainbrowser-117.jpg


- 09 июня ” выход из Вытегры по Волго-Балтийскому водному пути на озеро Белое;
Ночёвка на берегу озера Белого на 10 и 11 июня 2007;
- 11 июня ” выход из Белозёрска по Волго-Балтийскому водному пути на город Череповец;
Ночёвки на 12 и 13 июня в палатках на берегу канала;
- 13 июня ” выход из Череповца по Волге до Рыбинска;
Ночёвка в палатках на берегу Волги;
- 14 июня ” выход из города Рыбинска до Ярославля;
Ночёвка в палатках на берегу Волги;
-15 июня ” выход из Ярославля через Кострому на Нижний Новгород;
Ночёвки в палатках на берегу Волги на 16, 17, 18 и 19 июня 2007;
- 19 июня ” выход из Нижнего Новгорода на Чебоксары;
Ночёвки в палатках на берегу Волги на 20, 21 и 22 июня 2007;
- 22 июня ” выход из Чебоксар на Казань;
Ночёвки в палатках на берегу Волги на 23, 24 и 25 июня 2007;

mainbrowser-116.jpg


- 25 июня ” выход из Казани на Тольятти;
Ночёвки в палатках на берегу Волги с 25 июня по 06 июля 2007;
- 06 июля ” выход из Тольятти на Самару одновременно со стартом конницы по берегу Волги;
Ночёвка в палатках на берегу Волги на 07 июля 2007;
- 07 июля ” выход из Самары на Сызрань;
Ночёвка в палатках на берегу Волги на 08 июля 2007;
- 08 июля ” выход из Сызрани на Балаково;
Ночёвка в палатках на берегу Волги на 09 июля 2007;
- 09 июля ” выход из Балаково на Саратов;
Ночёвки в палатках на берегу Волги на 10, 11 и 12 июля 2007;
- 13 июля ” выход из Саратова на Волгоград;
Ночёвки в палатках на берегу Волги на 14, 15, 16, 17, 18, 19 и 20 июля 2007;
- 20 июля ” выход из Волгограда на Астрахань;
Ночёвки в палатках на берегу Волги на 21, 22, 23 и 24 июля 2007;
- с 24 по 30 июля ” стоянка в Астрахани, участие в Морском параде Каспийской военной флотилии, посвящённом Дню Военно-Морского флота;
- 30 июля ” выход из Астрахани в Каспийское море на Махачкалу;
Ночёвки на борту ладьи на 31 июля 2007;
Ночёвка на острове Тюлений на 01 августа;
- 01 августа ” выход с острова Тюлений на Махачкалу;
- 03 августа ” прибытие в порт Махачкала;
Ночёвка в гостинице в городе Махачкала на 04, 05, 06 и 07 августа 2007;
Поездка по суше в город Дербент;
- 07 августа ” выход из Мачахкалы на Астрахань;
- 09 августа ” прибытие в порт Астрахань;
Ночёвка в городе Астрахань в гостинице на 10 и 11 августа 2007;
- 11 августа ” выход из Астрахани на Тольятти;
Ночёвки в палатках на берегу Волги на 12, 13, 14, 15, 16, 17 и 18 августа 2007;
- 18 августа ” прибытие в город Тольятти;
Финиш плавания!

Итого в пути на маршруте: 44 суток.
Всего пройдено: 5605 км (3026 морских миль);
Общая средняя скорость: 127 км (68,5 мор.мили) в сутки.

Определяющие препятствия:


1. От города Петрозаводска до острова Кижи и обратно ” 128 км под двигателем, Онежское озеро, волнение, недостаточная видимость;
2. От города Петрозаводска до посёлка Вытегра ” 145 км под двигателем, Онежское озеро, волнение, встречный ветер, недостаточная видимость;
3. От посёлка Вытегра до города города Белозёрск ” 160 км под двигателем ” канал, озеро Белое - под парусом и на вёслах, беспорядочное волнение;
4. От Белозёрска до Череповца ” 180 км по двигателем - канал Волго-Балтийский, сложное расхождение со встречными судами;
5. От Череповца до Рыбинска ” 130 км под двигателем, сложное расхождение со встречными судами;
6. От Рыбинска до Ярославля ” 60 км под двигателем, Рыбинское водохранилище;
7. От Ярославля до Нижнего Новгорода через Кострому ” всего 410 км, шли на вёслах и под двигателем, река Волга;

mainbrowser-118.jpg


8. От Нижнего Новгорода до Чебоксар ” 260 км под двигателем и на вёслах;
9. От Чебоксар до Казани ” 160 км под двигателем и на вёслах;
10. От Тольятти до Самары ” 80 км под парусом и на вёслах. Конная дружина идёт по берегу Волги параллельно ладье;
11. От Самары до Сызрани ” 117 км под двигателем и на вёслах, сложное расхождение со встречными судами;
12. От Сызрани до Балаково ” 160 км под двигателем и на вёслах;
13. От Балаково до Саратова ” 155 км под двигателем и на вёслах;
14. От Саратова до Волгограда ” 385 км под парусами и на вёслах;
15. От Волгограда до Астрахани ” 480 км под двигателем;
16. От Астрахани до Махачкалы ” 460 км под парусами и двигателем, из них 340 км по Каспийскому морю (183 морских мили), штормовая погода, белые барашки на волнах, укрылись под островом Тюлений;
17. От Махачкалы до Астрахани ” 440 км под парусами и двигателем, из них 320 км по Каспийскому морю (172 морских мили) ” беспорядочные волнение и ветер;
18. От Астрахани до Тольятти через Волгоград ” 1380 км под двигателем и парусами были пройдены за 7 суток.

mainbrowser-115.jpg


Географическое описание пройденного маршрута

Онежское озеро и город-порт Петрозаводск.

Онежское - второе по площади озеро Европы. Также его называют Онега. Находится на территории сразу трех субъектов Российской Федерации: в Ленинградской, Вологодской областях и в Карелии. Принято считать Онежское озеро, наряду с Ладожским, одной из главных достопримечательностей именно Карелии.
Онежское озеро занимает площадь, равную площади 4 таких государств, как Люксембург ” свыше 9,7 тыс. кв.км. Максимальная глубина озера превышает 120 метров.
На озере насчитывается множество малых и больших островов, самый крупный из которых - Большой Климецкий. Самый же знаменитый остров Онеги - это остров Кижи. В Кижах находится уникальный в своем роде музей деревянного зодчества под открытым небом.
Петрозаводск ” столица Карелии, стоящая на берегах Онежского озера, считается своеобразным пунктом, которое делит озеро на северную и южную части. Часть озера севернее Петрозаводска считается карельской. В этой части расположены заливы Малое и Большое Онего. Северный участок Онежского озера ” самый глубокий. Более мелкая южная часть озера включает в себя Центральное, Южное и Свирское Онего. Именно в южной части озера берет свое начало река Свирь, которая соединяет Онежское и Ладожское озера.
Онега - озеро, богатое рыбой. Онежские воды обещают рыбаку богатый улов: лосось, судак, щука, угорь - всего в озере обитает свыше 40 видов рыб. Поэтому неудивительно, что рыбалка в Карелии ” один из самых популярных видов отдыха.
В городе Петрозаводске находится знаменитая верфь Варяг, на которой и была сделална точная копия древнерусской ладьи Русич, на которой шла экспедиция Великий Волжский путь. Из варяг - в персы.

mainbrowser-129.jpg

Редчайший снимок: это самый-самый финиш, когда счастливые те, кто прошёл ВСЁ, весь маршрут, сказали "Слава Богу, мы прошли это!" (Город Тольятти)

Площадь Онежского озера 9,7 тыс. км2 (без островов). Средняя глубина 30 м, наибольшая 120 м; объём воды при среднем уровне 292 км3. Онежское озеро расположено в тектонической котловине, значительно переработанной ледником в антропогене. Вытянуто с С.-З. на Ю.-В. почти на 250 км, наибольшая ширина 91,6 км. Высокие скалистые берега на С. и С.-З. сложены кристаллическими породами (граниты и гнейсы). Береговая линия сильно изрезана, узкие заливы (Петрозаводская, Кондопожская губы, Повенецкий залив и др.) глубоко вдаются в сушу.
Берега Онежского озреа на С. и Ю.-В. преимущественно низкие, нерасчленённые, сложены песками, реже глинами, часто заболочены и заливаются высокими водами. Рельеф дна северной и северо-западной части озера пересечённый, глубокие впадины (до 100 м и даже есть 115 м) чередуются с небольшими по площади повышенными участками; на Ю. дно ровное с глубиной до 50 м.
На Онежском озере насчитывается 1369 островов общей площадью 250 км2. Самые значительные острова: Б. Климецкий, Б. Леликовский и др. В озеро впадает 58 рек, главные из них - Шуя, Суна, Водла, Вытегра. Из озера вытекает река Свирь. Сток из Онежского озера зарегулирован Верхне-Свирской ГЭС. Реки приносят до 74% приходной части водного баланса озера ” это примерно 15,6 км3 в год, 25% приходится на атмосферные осадки. 84% расходной части водного баланса приходится на сток из озера по реке Свирь (в среднем 17,6 км3 в год), 16% - на испарение с водной поверхности.

Наивысшие уровни воды озера в июне - августе, низшие - в марте - апреле. Абсолютный размах колебаний уровня около 190 см (в течение года в среднем около 50 см). При сгонах и нагонах различие уровней северной и южной части Онежского озера достигает до 60-65 см. На озере наблюдаются сейши.
Для Онеги характерны различия в температурном режиме глубокой центральной части и мелководных прибрежий. Наибольшая температура воды у поверхности в открытой части в августе до 20-24С, в заливах до 24-27С, у придонных слоев воды от 2 до 2,5С зимой, до 4-6С летом. Замерзает озеро в центральной части в середине января, в прибрежной части и в заливах - в конце ноября - декабре. В конце апреля вскрываются устья притоков, открытая часть озера - в мае. Прозрачность воды до 8-9 м, у берегов от 1-2 до 3-4 м. Вода пресная, с минерализацией 35 мг/л.

В Онежском озере обитает 47 видов рыб, из которых 17 видов имеют промысловое значение - ряпушка, корюшка, судак, налим, лещ, окунь, щука, сиг, лосось и др.

Транспортные пути: Онежское озеро соединено Беломорско-Балтийским каналом с бассейнами Балтийского и Белого морей, иВолго-Балтийским водным путём им. В. И. Ленина с бассейном Волги, по которому наша экспедиция Из варяг ” в персы и пошла далее на юг.

Волго-Балтийский водный путь им. В. И. Ленина

Ранее, при царях, это была Мариинская водная система. Это искусственный водный путь, соединяющий Волгу с Балтийским морем, а через Беломорско-Балтийский канал и с Белым морем.
Выход России к Балтийскому морю в начале 18 века, возрастание роли Петербурга требовали удобных водных сообщений с внутренними районами страны. Было создано 3 водных пути - Вышневолоцкая водная система (движение открыто в 1709 году), Тихвинская (1811 год) и Мариинская (1810 год).
Мариинская водная система начиналась у Рыбинска, трасса шла по реке Шексне, Белому озеру, реке Ковже, искусственному Мариинскому (позднее Новомариинскому) каналу, проложенному через водораздел между бассейном Волги и Онежского озера, затем по реке Вытегре, Онежскому озеру, реке Свири, Ладожскому озеру и реке Неве (всего около 1100 км). Собственно Мариинской системой являлась часть пути от Волги до Онежского озера.

Отходящий от реки Шексны Северо-Двинский канал был открыт в 1829 году и дал выход через реку Сухону и реку Северную Двину к Белому морю. Трудности плавания небольших плоскодонных судов по озёрам заставили впоследствии проложить обходные каналы - Белозерский, Онежский и Новоладожский. Для своего времени Мариинская система была выдающимся гидротехническим сооружением и имела большое экономическое значение, но к началу 20 века она уже не удовлетворяла транспортные потребности страны, несмотря на проведённую в конце 19 века реконструкцию.
Создание нового водного пути между Онежским озером и Волгой началось после Великой Отечественной войны 1941-45, развернулось в 1960 году.
5 июня 1964 Волго-Балтийский водный путь был открыт для движения судов. Этот путь - звено единой глубоководной транспортной системы нашей страны, обеспечившее соединение водных путей, выходящих к Балтийскому, Белому, Каспийскому, Чёрному и Азовскому морям.
Общая протяжённость пути между Онежским озером и городом Череповцом - 368 км. Путь проходит местами по трассе прежней Мариинской системы, местами же несколько отклоняясь от неё.
На Волго-Балтийском водному пути построено 5 мощных гидроузлов с 7 однокамерными однониточными шлюзами. На северном склоне 4 гидроузла - Вытегорский, Белоусовский, Новинковский и Пахомовский - расположены на подъёме от Онежского озера до водораздела (80 м). Пятый гидроузел (Череповецкий) - на южном склоне на реке Шексне, в 50 км выше города Череповца.
На северном склоне трасса пути совпадает с руслом реки Вытегра и проходит по водохранилищам, образованным гидроузлами. Водораздельный бьеф тянется от Пахомовского гидроузла на реке Вытегре до Череповецкого гидроузла на реке Шексне. Судоходная трасса здесь проходит по водораздельному каналу длиной 40 км (от Пахомовского гидроузла до посёлка Анненский Мост), далее по реке Ковже, Белому озеру и реке Шексне. Трасса южного склона проходит по реке Шексне, находящейся в подпоре Рыбинского водохранилища.

Транспортные пути: Волго-Балтийский водный путь доступен для судов грузоподъёмностью около 5000 тонн, грузы перевозятся без перевалки. Суда идут прямо по озёрам (вместо движения по обходным каналам). Преобладают перевозки в самоходных грузовых судах; ведётся сквозная буксировка плотов. Резко возросла скорость перевозок (Череповец ” Санкт-Петербург: 2,5-3 суток против 10-15 до реконструкции).
Значительно вырос грузооборот водного пути по сравнению со старой Мариинской системой; увеличился удельный вес смешанных железнодорожно-водных перевозок. Важнейшие грузы: с Кольского полуострова (через Кандалакшу) железорудный концентрат на Череповецкий металлургический комбинат; хибинский апатит, апатитовый концентрат, карельские гранит и диабаз в разные районы страны; лес и пиломатериалы из Архангельской и Вологодской областей на Юг, в Прибалтику, Санкт-Петербург и на экспорт; чёрный металл из Череповца, донецкий и кузнецкий уголь, уральский серный колчедан, соликамские калийные соли - для Северо-Запада, Прибалтики и на экспорт; баскунчакская соль (особенно для Мурманска); зерно. В танкерах с Волги идут нефтегрузы для Северо-Запада, Прибалтики и на экспорт. Через Санкт-Петербург на Волго-Балт поступают импортные грузы для разных районов страны.

В пассажирском движении значительно число туристских теплоходов (маршруты из Санкт-Петербурга в Москву, Астрахань, Ростов-на-Дону, Пермь и другие города.

Река Волга

Говорят, что в древности её звали Ра, в средние века, по-татарски, Итиль, или Этель. А вообще-то река Волга одна из крупнейших рек земного шара и самая большая в Европе. Длина её 3530 км - до постройки водохранилищ длина была 3690 км. Площадь бассейна 1360 тыс. км2.
Физико-географический очерк. Волга берёт начало на Валдайской возвышенности (на высоте 228 м) и впадает в Каспийское море. Устье её лежит на 28 м ниже принятого уровня океана. Общее падение - 256 м. Волга принимает около 200 притоков. Левые притоки многочисленнее и многоводнее правых. Речная система бассейна Волги включает 151 тыс. водотоков (реки, ручьи и временные водотоки) общей протяжённостью 574 тыс. км. Бассейн Волги занимает около 1/3 Европейской территории России и простирается от Валдайской и Среднерусской возвышенностей на Запад, и до Урала на Востоке.
На широте города Саратова бассейн реки резко суживается и от города Камышина до Каспийского моря Волга течёт, не имея притоков. Основная, питающая часть водосборной площади Волги, от истоков до гг. Горького и Казани, расположена в лесной зоне, средняя часть бассейна до гг. Самары и Саратова - в лесостепной зоне, нижняя часть - в степной зоне до Волгограда, а южнее - в полупустынной зоне.
Волгу принято делить на 3 части: Верхняя Волга - от истока до устья реки Оки, Средняя Волга - от впадения реки Оки до устья реки Камы и Нижняя Волга - от впадения реки Камы до устья.
Исток Вогли - ключ у деревни Волго-Верховье в Тверской (Калининской) области. В верхнем течении, в пределах Валдайской возвышенности Волга проходит через небольшие озёра - Верхит, Стерж, Вселуг, Пено и Волго. В истоке из озера Волго ещё в 1843 году была сооружена плотина (Верхневолжский бейшлот) для регулирования стока воды и поддержания судоходных глубин в межень.
Между гг. Тверью (Калинином) и Рыбинском на Волге созданы Волжское водохранилище (так называемое Московское море) с плотиной и ГЭС у города Иванькова, Угличское водохранилище (ГЭС у города Углича), Рыбинское водохранилище (ГЭС у города Рыбинска). В районе Рыбинск - Ярославль и ниже Костромы река протекает в узкой долине среди высоких берегов, пересекая Угличско-Даниловскую и Галичско-Чухломскую возвышенности. Далее Волга течёт вдоль Унженской и Балахнинской низменностей. У города Городца (выше города Нижнего Новгорода (Горького) Волга, перегороженная плотиной Горьковской ГЭС, образует Горьковское водохранилище.

Главнейшие притоки верхней Волги ” реки Селижаровка, Тверца, Молога, Шексна и Унжа.

В среднем течении, ниже впадения реки Оки, Волга становится ещё более полноводной. Она течёт вдоль северного края Приволжской возвышенности. Правый берег реки высокий, левый - низменный. У Чебоксар построена (с 1968) Чебоксарская ГЭС, выше плотины которой расположилось Чебоксарское водохранилище. Наиболее крупные притоки Волги в её среднем течении ” реки Ока, Сура, Ветлуга и Свияга.
В нижнем течении, после впадения Камы, Волга становится могучей рекой. Она протекает здесь вдоль Приволжской возвышенности. Около города Тольятти, выше Самарской Луки, которую образует Волга, огибая Жигулёвские горы, сооружена плотина Волжской ГЭС им. В. И. Ленина; выше плотины простирается Куйбышевское водохранилище. На Волге в районе города Балаково возведена плотина Саратовской ГЭС.
Нижняя Волга принимает сравнительно небольшие притоки ” реки Самару, Большой Иргиз, Еруслан. В 21 км выше Волгограда от Волги отделяется левый рукав ” река Ахтуба (её длина 537 км), которая течёт параллельно основному руслу. Обширное пространство между Волгой и Ахтубой, пересечённое многочисленными протоками и староречьями, называется Волго-Ахтубинской поймой; ширина разливов в пределах этой поймы достигала прежде 20-30 км. На Волге между началом Ахтубы и Волгоградом построена Волгоградская ГЭС им. 22-го съезда КПСС.
Дельта Волги начинается в месте отделения от её русла рукава Бузан (в 46 км севернее города Астрахани) и является одной из самых крупных в России. В дельте насчитывается до 500 рукавов, протоков и мелких речек. Главные рукава - Бахтемир, Камызяк, Старая Волга, Болда, Бузан, Ахтуба (из них судоходен только Бахтемир).
Основное питание Волги осуществляется снеговыми (60% годового стока), грунтовыми (30%) и дождевыми (10%) водами. Естественный режим характеризуется весенним половодьем (апрель - июнь), малой водностью в период летней и зимней межени и осенними дождевыми паводками (октябрь). Годовые колебания уровня В. до регулирования достигали у г. Твери (Калинина) 11 м, ниже Камского устья - 15-17 м и у Астрахани -3 м. С постройкой водохранилищ сток Вогли зарегулирован, колебания уровня резко уменьшились.
Среднегодовой расход воды у Верхневолжского бейшлота 29 м3/сек, у города Твери - 182, у города Ярославля - 1110, у города Нижнего Новгорода (Горького) - 2970, у города Самары (Куйбышева) - 7720, у города Волгограда - 8060 м3/сек. Ниже Волгограда река теряет около 2% своего расхода на испарение. Максимальные расходы воды в период половодья в прошлом ниже впадения Камы достигали 67000 м3/сек, а у Волгограда в результате разлива по пойме не превышали 52000 м3/сек. В связи с регулированием стока максимальные расходы половодья резко снизились, а летние и зимние меженные расходы сильно повысились.
Водный баланс бассейна В. до Волгограда в среднем за многолетний период составляет: осадки 662 мм, или 900 км3 в год, речной сток 187 мм, или 254 км3 в год, испарение 475 мм, или 646 км3 в год.
До создания водохранилищ в течение года Волга выносила к устью около 25 млн. тонн наносов и 40-50 млн. тонн растворённых минеральных веществ.

Температура воды Волги в середине лета (июль) достигает 20-25С. Вскрывается Волга у Астрахани в середине марта, в 1-й половине апреля вскрытие происходит на верхней Волге и ниже города Камышина, на всём остальном протяжении - в середине апреля. Замерзает река в верхнем и среднем течении в конце ноября, в нижнем - в начале декабря; свободной от льда остаётся около 200 дней, а близ Астрахани около 260 дней. С созданием водохранилищ тепловой режим Волги изменился: на верхних бьефах продолжительность ледовых явлений увеличилась, а на нижних стала короче.

Историко- и экономико-географический очерк. Географическое положение Волги и её крупных притоков обусловило уже к VIII веку её важное значение как торгового пути между Востоком и Западом. Из Средней Азии вывозились ткани, металлы, из славянских земель - меха, воск, мёд. В IX-X веках в торговле значительную роль играли такие центры, города, как Итиль, Болгар, Новгород, Ростов, Суздаль, Муром. С 11 в. торговля ослабевает, а в 13 в. монголо-татарское нашествие нарушило хозяйственные связи, кроме бассейна верхней Волги, где активную роль играли Новгород, Тверь и города Владимиро-Суздальской Руси.
С 14 в. значение торгового пути восстанавливается, растёт роль таких центров, как Казань, Нижний Новгород, Астрахань. Покорение Иваном IV Грозным в середине 16 в. Казанского и Астраханского ханств привело к объединению всей Волжской речной системы в руках России, что способствовало расцвету волжской торговли в 17 в. Возникают новые крупные города - Самара, Саратов, Царицын; большую роль играют Ярославль, Кострома, Нижний Новгород. По В. плавают большие караваны судов (до 500). В 18 в. основные торговые пути перемещаются на запад, а экономическое развитие нижней Волги сдерживается слабой заселённостью и набегами кочевников. Бассейн В. в 17-18 вв. явился основным районом действий восставших крестьян и казаков во время крестьянских войн под руководством С. Т. Разина и Е. И. Пугачева.
В 19 в. происходит значительное развитие Волжского торгового пути после соединения Мариинской речной системой бассейна Волги и Невы (1808 год); возникает крупный речной флот (в 1820 - первый пароход), на Волге работает огромная армия бурлаков (до 300 тыс. чел.). По В. совершаются крупные перевозки хлеба, соли, рыбы, а позже нефти и хлопка. Крупное экономическое значение приобретает Нижегородская ярмарка.
Во время Гражданской войны 1918-1920 на Волге происходили крупные военные действия (борьба с белочехами и войсками учредиловских правительств в 1918 году, с колчаковцами и деникинцами в 1919) и она приобрела важное военно-стратегическое значение. В годы социалистического строительства в связи с индустриализацией всей страны значение Волжского пути возросло. С конца 30-х гг. 20 в. Волга начинает использоваться также и как источник гидроэнергии.
В период Великой Отечественной войны 1941-45 на Волге произошла крупнейшая Сталинградская битва, ознаменовавшая собой начало разгрома немецкого фашизма.
В послевоенный период экономическая роль Волги значительно усилилась, особенно после создания ряда крупных водохранилищ и гидроэлектростанций так называемого Волжского каскада. После окончания постройки Волжско-Камского каскада ГЭС общая выработка электроэнергии достигла 40-45 млрд. квт.ч в год.
Площадь зеркала водохранилищ составляет около 38 тыс. км2, полный объём - 288 км3, а полезный - 90 км3. Заволжье, где находится 4 млн. га земель, пригодных для орошения, обеспечивается водой из Куйбышевского и Волгоградского водохранилищ.
Всего в бассене Волги обводнены 9 млн. га и орошается 1 млн. га земель Волго-Уральского междуречья. Сооружён (с 1971 года) Волго-Уральский канал протяжённостью 425 км и расходом воды около 400 м3/сек. Речная система включает более 41000 км сплавных и около 14 тыс. км судоходных путей.
Волга соединена с Балтийским морем Волго-Балтийским водным путём им. В. И. Ленина, Вышневолоцкой и Тихвинской системами; с Белым морем - через Северодвинскую систему и через Беломорско-Балтийский канал; с Азовским и Чёрным морями - через Волго-Донской канал им. В. И. Ленина.
В бассейне верхней В. расположены крупные лесные массивы, в Среднем и частично в Нижнем Поволжье большие площади заняты посевами зерновых и технических культур. Развиты бахчеводство и садоводство. В Волго-Уральском районе - богатые месторождения нефти и газа. Близ Соликамска - крупные залежи калийных солей. В Нижнем Поволжье (озёра Баскунчак, Эльтон) - поваренная соль.
В Волге обитает около 70 видов рыб, из них 40 промысловых (важнейшие: вобла, сельдь, лещ, судак, сазан, сом, щука, осётр, стерлядь.

Каспийское море

Коротко называется Каспий (греч. Káspion pélagos, лат. Caspium Mare), крупнейший в мире замкнутый водоём на территории России, Казахстана, Туркмении, Азербайджана и Ирана. Нередко рассматривается как величайшее озеро Земли, что неточно, так как по своим размерам, характеру процессов и истории развития Каспий является морем. Название получило от древних племён каспиев, обитавших в восточной части Кавказа. Другие исторические названия - Гирканское, Хвалынское (Хвалисское), Хазарское - также по именам древних народов, обитавших на его берегах.

Физико-географический очерк. Общие сведения. Каспийское море вытянуто с С. на Ю. почти на 1200 км, средняя ширина 320 км, длина береговой линии около 7 тыс. км (из них более 6 тыс. км в пределах СССР). Площадь около 371 тыс. км2; уровень на 28,5 м ниже уровня Мирового океана (1969). Максимальная глубина 1025 м. В 1929, до значительного понижения уровня К. м., его площадь составляла 422 тыс. км2. Крупнейшие заливы: на С. - Кизлярский, Комсомолец, на В. - Мангышлакский, Кендерли, Казахский, Кара-Богаз-Гол, Красноводский, на З. - Аграханский, Бакинская бухта; на Ю. - мелководные лагуны. Имеется до 50 островов, преимущественно небольших (общая площадь около 350 км2),наиболее значительные - Кулалы, Тюлений, Чечень, Артем, Жилой, Огурчинский.

mainbrowser-120.jpg


В северную часть моря впадают наиболее значительные реки - Волга, Эмба, Урал, Терек, суммарный годовой сток которых составляет около 88% всего стока речных вод в Каспий. На западном побережье впадают крупные реки Сулак, Самур, Кура и ряд более мелких (около 7% стока). Остальные 5% стока дают реки иранского побережья (Горган, Хераз, Сефидруд). На восточном побережье, включая побережье Кара-Богаз-Гола, нет ни одного постоянного водотока.
Берега. Берега северной части Каспия низменные и очень отлогие, характеризуются широким развитием осушек, образующихся в результате сгонно-нагонных явлений; здесь развиты также дельтовые берега (дельты Волги, Урала, Терека). В целом берега северной части интенсивно нарастают, чему способствует падение уровня моря, быстрый рост дельт и обильное поступление терригенного материала. Западные берега К. м. также большей частью аккумулятивные (многочисленные пересыпи, косы), отдельные участки на побережьях Дагестана и Апшеронского полуострова - абразионные. На восточном побережье моря преобладают абразионные берега, выработанные в известняках, слагающих прилегающие полупустынные и пустынные плато. Имеются также и аккумулятивные формы: Карабогазская пересыпь, отделяющая от моря крупнейший залив Каспия - Кара-Богаз-Гол, косы Красноводская и Кендерли. К Ю. от Красноводского полуострова преобладают аккумулятивные берега.

Рельеф. По характеру рельефа и гидрологическим особенностям К. м. обычно подразделяют на Северный Каспий, Средний Каспий и Южный Каспий. Северный Каспий (площадь около 80 тыс. км2) - самая мелководная часть моря с глубинами 4-8 м.Рельеф дна - слабо волнистая аккумулятивная равнина с серией банок и аккумулятивных островов, так называемый Мангышлакский порог, отделяющий Северный Каспий от Среднего. В пределах Среднего Каспия (площадь около 138 тыс. км2) выделяются: Дербентская впадина (максимальная глубина 788 м),шельф и материковый склон, осложнённый подводными оползнями и каньонами; на северном, довольно пологом склоне обнаружены реликты древних речных долин. На Ю. впадина Среднего Каспия отделена от впадины Южного Каспия Апшеронским порогом, на котором расположен ряд банок и островов. Впадина Южного Каспия (наибольшая глубина 1025 м), составляющая около 1/3 площадь моря, у западного и южного (иранского) побережий имеет узкий шельф, у восточного побережья шельф значительно шире. Дно впадины представляет собой плоскую абиссальную равнину. В северной части впадины отмечается несколько подводных хребтов северо-западного и юго-восточного простираний.

Геологическое строение и полезные ископаемые. Северная часть К. м. представляет собой окраину Прикаспийской синеклизы Восточно-Европейской платформы; Мангышлакский порог структурно связан с герцинским погребённым валом Карпинского на западном берегу моря и с горами Мангышлака на восточном. Дно Среднего Каспия имеет гетерогенную структуру. Его восточная часть - погруженный участок эпигерцинской Туранской платформы; Дербентская впадина, а также западные участки шельфа и материкового склона - краевой прогиб геосинклинали Большого Кавказа. Апшеронский порог соответствует одному из ответвлений новейших структур, сформировавшихся на погружении складчатых образований Большого Кавказа и соединяющих их со складчатыми сооружениями Копетдага. Южный Каспий характеризуется субокеаническим строением земной коры, здесь отсутствует гранитный слой. Под осадочным слоем мощностью до 25 км (что указывает, очевидно, на большую древность впадины Южного Каспия) залегает базальтовый слой мощностью до 15 км.

Вплоть до верхнего миоцена Каспий как морской бассейн в своей геологической истории был тесно связан с Чёрным морем. После верхнемиоценовой складчатости эта связь прервалась и Каспийское море превратилось в замкнутый водоём. Связь с океаном возобновилась в верхнем плиоцене, в акчагыльский век. В антропогене в связи с чередованием на Восточно-Европейской равнине ледниковых и послеледниковых эпох Каспийское море неоднократно испытывало трансгрессии (бакинская, хазарская, хвалынская) и регрессии, следы которых сохранились в виде террас на побережье моря и в стратиграфии древнекаспийских отложений.

На шельфе распространены терригенно-ракушечные пески, ракуша, оолитовые пески; глубоководные участки дна покрыты алевролитовыми и илистыми осадками с высоким содержанием карбоната кальция. На отдельных участках дна обнажаются коренные породы неогенового возраста. На дне К. м. имеются богатые месторождения нефти и газа. Нефте-газоносными являются Апшеронский порог, дагестанский и туркменский районы моря. Перспективны на нефть и газ участки дна моря, прилегающие к Мангышлаку, а также Мангышлакский порог. Залив Кара-Богаз-Гол представляет собой крупнейшее месторождение химического сырья (в частности, мирабилита).

Климат. Главные барические центры, определяющие атмосферную циркуляцию в области К. м., - отрог азиатского максимума зимой и отроги азорского максимума и южно-азиатского минимума летом. Характерными чертами климата являются: значительную континентальность, преобладание антициклональных условий погоды, сухие ветры, суровая морозная зима (особенно в северной части), резкие температурные изменения в течение года, бедность осадками (исключая юго-западную часть водоёма). На атмосферных фронтах развивается циклоническая деятельность, также являющаяся важным элементом климата и погоды на Каспий. В северной и средней частях К. м. с октября по апрель преобладают ветры восточных румбов, с мая по сентябрь - северо-западных румбов; в южной части моря наиболее резко выражен муссонный характер ветров. Самыми сильными ветрами отличается район Апшеронского полуострова (бакинский норд, дующий главным образом осенью), восточное побережье средней части и северо-западный район северной части; здесь часты штормы, при которых скорость ветра достигает более 24 м/сек.

Средняя многолетняя температура воздуха тёплых месяцев (июль - август) над всем морем равна 24-26 С, абсолютный максимум (до 44 С) отмечается на восточном побережье. В зимние месяцы температура изменяется от -10 С на С. до 12 С на Ю. Над морем выпадает в среднем 200 мм осадков в год, на западном побережье - до 400 мм,на засушливом восточном - 90-100 мм,в субтропической юго-западной части побережья - до 1700 мм. Испарение с большей части поверхности моря весьма велико - до 1000 мм в год; в восточной части Южного Каспия и в районе Апшеронского полуострова - до 1400 мм в год.
Гидрологический режим. В Каспийском море господствует циклональная циркуляция вод, обусловленная главным образом речным стоком и господствующими ветрами. Массы воды движутся с С. на Ю. вдоль западного берега моря к Апшеронскому полуострову, где течение разделяется: одна ветвь продолжается вдоль западного берега, другая пересекает К. м. в области Апшеронского порога и у восточного берега соединяется с водами, движущимися на С. вдоль восточного берега из Южного Каспия. В Южном Каспии также наблюдается циклональная циркуляция, но менее четко выраженная, а между Баку и устьем р. Куры осложнённая местной антициклональной циркуляцией. В Северном Каспии преобладают неустойчивые ветровые течения различных направлений. Скорость их обычно 10-15 см/сек, при сильных ветрах, совпадающих с направлением течений, скорость может достигать 30-40 и даже 100 см/сек. Частая повторяемость умеренных и сильных ветров обусловливает большое число дней со значительным волнением.
Максимальная наблюдающаяся высота волн до 11 м - в районе Апшеронского порога. температура воды летом на поверхности составляет в среднем 24-26C, на Ю. - до 29C, в Красноводском заливе - до 32C. У восточных берегов в июле и августе температура иногда понижается до 10-12 C. Это явление связано со сгонным влиянием ветров и подъёмом глубинных вод. Зимой отмечаются значительные контрасты температур: на С. - отрицательные температуры (до -0,5 С), в Среднем Каспии 3-7 С, в Южном 8-10 С. Северная часть моря замерзает обычно на 2-3 мес., толщина льда достигает 2 м. В Среднем Каспии в суровые зимы замерзают отдельные мелководные заливы. Нередки случаи интенсивного взламывания льдов ветром и их дрейфа из Северного Каспия на Ю. вдоль западного берега. В отдельные годы плавучие льды достигают района Апшеронского полуострова и способны причинять значительный ущерб гидротехническим сооружениям в море.
Средняя солёность вод 12,7-12,8 оо, максимальная (не считая залива Кара-Богаз-Гол) у восточных берегов - до 13,2 оо, минимальная на С.-З. - 1-2 оо. Колебания солёности по площади моря, по вертикали и во времени незначительны, и только на С. они более заметны в связи с колебаниями стока Волги. Состав солей отличается от обычного океанского большим содержанием сульфатов, карбонатов кальция, магния и соответственно меньшим содержанием хлоридов, что обусловлено влиянием стока рек.
Вертикальное перемешивание вод в зимнее время охватывает всю толщу воды в Северном Каспии и слой 200-300 м в глубоководных районах, летом и осенью ограничивается верхним слоем 15-30 м. В эти сезоны на нижней границе верхнего хорошо прогретого и перемешанного слоя (15-30 м) образуется интенсивный слой скачка температуры (несколько градусов на метр), препятствующий распространению тепла в глубинные слои моря.
Колебания уровня. Кратковременные непериодические колебания уровня К. м. обусловлены сгонно-нагонными явлениями, которые на С. могут вызвать кратковременное повышение уровня на 2,5-2 м или понижение до 2 м. Наблюдаются сейши с периодом от 10 мин до 12 ч с амплитудой до 0,7 м. Отмечаются небольшие сезонные колебания уровня (около 30 см).
Уровень Каспийского моря подвержен значительным многолетним и вековым колебаниям, определяемым главным образом изменениями его водного баланса. По геологическим, археологическим, историческим и геоморфологическим данным установлено, что высокий уровень Каспийского моря (до отметки 22 м) был отмечен 4-6 тыс. лет назад, в начале н. э. и в начале 19 века (новокаспийская трансгрессия). Известно также, что в 7-11 вв. н. э. был низкий уровень (возможно, на 2-4 м ниже современного).
Последнее крупное снижение уровня происходило начиная с 1929 года (когда уровень был на отметке около 26 м) до 1956-57. Ныне уровень колеблется в пределах нескольких см около отметки 28,5 м.
Причинами последнего падения уровня, кроме климатических изменений, обусловивших уменьшение стока рек в Каспийское море и увеличение испарения с его поверхности, были также гидротехническое строительство на Волге (создание крупных искусственных водохранилищ) и расход речных вод на орошение засушливых земель и на производственные нужды. Отрицательно сказывается на водном балансе также сток вод Каспийского моря в заливе Кара-Богаз-Гол, уровень которого на 4 м ниже уровня Каспия.
В целом составляющие водного баланса на 1970: приход - осадки 66,8 км3, речной сток 266,4 км3, подземный приток 5 км3, расход - испарение 357,3 км3, сток в Кара-Богаз-Гол 4 км3, забор воды из моря 1 км3. Превышение расходной части над приходом воды обусловливает среднее годовое понижение уровня (за период 1966-67) на 7 см.
Для предотвращения дальнейшего падения уровня моря (к 2000 году понижение уровня составило почти 2 м) разрабатывается ряд мероприятий. Существует проект переброски стока северных рек - Вычегды и Печоры - в бассейне Волги, что даст Волге и К. м. около 32 км3 воды в год; разработан (в 1972 году) проект зарегулирования стока каспийских вод в залив Кара-Богаз-Гол.

Флора и фауна: Каспийское море довольно бедно по видовому составу, но флора и фауна тут значительна по биомассе. В Каспии обитает более 500 видов растений и 854 вида рыб и животных, разнообразных по своему происхождению. Из растений в Каспийском море преобладают синезелёные и диатомовые (ризосоления др.) водоросли. Среди недавних вселенцев много красных и бурых водорослей. Из цветковых наиболее распространены зостера и руппия. Самую большую биомассу дают харовые водоросли (до 30 кг на 1 м3 дна).

По происхождению фауна в основном неогенового возраста, испытавшая вследствие частых и значительных колебаний солёности большиеизменения. К этой группе относятся из рыб - осетровые, сельди, кильки, бычки, пуголовки, из моллюсков - дрейсены и сердцевидки, из др. беспозвоночных - гаммариды, полихеты, губки, один вид медуз. Кроме того, здесь обитает 15 видов вселенцев из арктических и средиземноморских бассейнов. Заметную группу представляют организмы пресноводного происхождения (из рыб - судак). В целом характерна высокая степень эндемизма. Некоторые организмы переселились в Каспийское море совсем недавно либо в результате занесения на днищах морских судов (главным образом различные обрастатели, например митилястер, водоросль ризосоления, балянусы, а также крабы), либо путём сознательной акклиматизации человеком (например, из рыб - кефаль, из беспозвоночных - нереис, синдесмия).

История исследования. Документальные свидетельства о знакомстве русских с Каспийским морем и их плаваниях по нему относятся к 9-10 вв. (арабские, армянские, иранские древние рукописи). Регулярные исследования Каспия начаты Петром I, по инициативе которого в 1714-15 годах была организована экспедиция под руководством А. Бековича-Черкасского, обследовавшего, в частности, восточного берега Каспия.

В 20-х гг. 18 в. были начаты гидрографические исследования моря И. Ф. Соймоновым, во 2-й половине 18 в. они продолжены И. В. Токмачёвым, М. И. Войновичем, в начале 19 в. - Колодкиным, впервые выполнившим инструментальную компасную съёмку берегов. В середине 19 в. проведена детальная инструментальная гидрографическая съёмка К. м. под руководством Н. А. Ивашинцева. Карты, созданные в результате этих съёмок, служили основой для последующих изданий морских карт по Каспию до 30-х гг. 20 в. В изучение природных условий К. м. в 19 в. внесли большой вклад учёные - П. С. Паллас, С. Г. Гмелин, Г. С. Карелин, К. М. Бэр, Г. В. Абих, О. А. Грим, Н. И. Андрусов, И. Б. Шпиндлер. В 1897 основана Астраханская научно-исследовательская станция (ныне Каспийский институт рыбного хозяйства). В 1866, 1904, 1912-13, 1914-15 под руководством Н. М. Книповича велись экспедиционные исследования по гидрологии и гидробиологии Каспия. Эти работы были продолжены созданной при АН СССР Каспийской экспедицией, также возглавляемой Книповичем. Выдающуюся роль в изучении геологического строения и нефтеносности Апшеронского полуострова и геологической истории Каспийского моря сыграли исследования сов. геологов И. М. Губкина, Д. В. и В. Д. Голубятниковых, П. А. Православлева, В. П. Батурина, С. А. Ковалевского. В изучение водного баланса и колебаний уровня К. м. в это время внесли значительный вклад Б. А. Апполов, В. В. Валединский, К. П. Воскресенский, Л. С. Берг.
После Великой Отечественной войны 1941-45 на Каспийском море развернулись систематические разносторонние исследования, направленные на изучение гидрометеорологического режима, биологических условий и геологической структуры моря МГУ, институт географии АН Азербайджана, Государственный океанографический институт и обсерватории гидрометеослужбы. институты геологии и разработки горючих ископаемых (ИГИРГИ) и физики Земли, Лаборатория аэрометодов и ВНИИ Геофизика, Каспийский институт осетрового рыбного хозяйства и др. научные учреждения республиканской АН и министерств.

Экономико-географический очерк: Каспийское море издавна славилось как район добычи ценных сортов рыбы, в особенности осетровых (82% мирового улова), сельди, пресноводных (лещ, судак, вобла, сазан). В результате падения уровня моря (следствием чего явилось исчезновение ценных нерестилищ), зарегулирования стока рек Волги, Куры и Аракса, что ухудшило условия размножения проходных и полупроходных рыб, и т.д. количество и улов в первую очередь ценных сортов рыб (сельдь, осетровые) резко сократились. В 1936 валовой улов рыбы составлял около 500 тыс. т, в 1956 - 461 тыс. т (соответственно улов осетровых - 21,5 и 15,0, воблы - 197 и 18, судака - 55 и 8,4 тыс. т).

Сравнительно небольшое сокращение валового улова объясняется резким ростом добычи малоценной рыбы, в основном кильки. В связи со снижением количества осетровых ведётся работа по разведению и восстановлению ценных пород рыб.
В Северном Каспии, вблизи острова Тюлений развит также тюлений промысел.
Каспийское море встречается уже у Геродота, хотя позднее оно носило разные названия: Гирканское, Хазарское, Хвалынское (у русск. до XVII в.), персы называют его Дорца и Шизир, туркмены - Кюккюз. Древнейшее подробное описание Каспия впервые дал Олеарий (XVII в.).
Пароходство на Каспийском море началось с 1840 года.

Литература:

1. Озёра Карелии. Справочник, Петрозаводск, 1959;
2. Григорьев С.В., Внутренние воды Карелии и их хозяйственное использование, Петрозаводск, 1961;
3. Богословский В., Георгиевский Ю., Онего, Л., 1969;
4. Секачев А. А., Водный баланс Онежского озера, в кн.: Сборник работ Ленинградской и Петрозаводской гидрометеорологических обсерваторий, в. 6, Л., 1970;
5. Тепловой режим Онежского озера, 1973;
6. Большая Советская энциклопедия, 1858-1978 г.г.;
7. Гинзбург Н. С., Реконструкция Волго-Балтийского водного пути, "Изв. Всесоюзного географического общества", 1962, выпуск 3;
8. Малков В. М., По Волго-Балту, Вологда, 1966.
9. Соколов А. А., Гидрография СССР (воды суши), Л., 1964;
10. Гинко С. С., Покорение рек, Л., 1965:
11. Стражевский А., Шмелев А., Ленинград - Астрахань - Ростов-на-Дону. (Путеводитель), М., 1968;
12. Российская Федерация. Европейский Юго-Восток, М., 1968 (Серия "Советский Союз");
13. Чернецов Г. Г., Чернецов Н. Г., Путешествие по Волге, М., 1970.
14. Колебания уровня Каспийского моря, М., 1956;
15. Федоров П. В., Стратиграфия четвертичных отложений и история развития Каспийского моря, М., 1957;
16. Геологическое строение подводного склона Каспийского моря, М., 1962;
17. Материалы Всесоюзного совещания по проблеме Каспийского моря, Баку, 1963;
18. Зенкевич Л. А., Биология морей СССР, М., 1963;
19. Леонтьев О. К., Халилов А. И., Природные условия формирования берегов Каспийского моря, Баку, 1965;
20. Пахомова А. С., Затучная Б. М., Гидрохимия Каспийского моря, Л., 1966;
21. Геология нефтяных и газовых месторождений Азербайджана, М., 1966;
22. Каспийское море, М., 1969;
23. Комплексные исследования Каспийского моря. Сб. ст., в. 1, М., 1970;
24. Гюль К. К., Лаппалайнен Т. Н., Полушкин В. А., Каспийское море, М., 1970;
25. Гюль К. К., Жило П. В., Жирнов В. М., Библиографический аннотированный справочник по Каспийскому морю. Баку, 1970.

Благодарности всем, кто помогал команде подготовить и совершить данный поход.
Особые слова благодарности местным жителям по берегам реки Волги, Каспия, Дагестана; во всех населённых пунктах, где мы побывали, мы встретили доброе радушие, а часто и неоценимую помощь, без чего дальнейшее наше продвижение было бы невозможно!

Руководитель экспедиции
Засл. путешественник России

Сергей Синельник




А это встреча в Махачкале с великим путешественником, мореплавателем, дважды кругосветчиком Евгением Александровичем Гвоздёвым. Слева - Александр Кислов.

mainbrowser-63.jpg

©® «Братья Синельники», разработка сайта - Vinchi Group
Оформление и программирование Ильи

Экстремальный портал VVV.RU